Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи. Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный контроль над девиантным поведением
Страница 3

Инфо по психологии » Девиантное поведение студенческой молодежи » Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи. Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный контроль над девиантным поведением

Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. При этом, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы обычно по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он показал значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

В современной социологии большое значение придается понятию аномии. Взгляды Дюркгейма на аномию или девиантное поведение существенно развил и модернизировал Р. Мертон. Американский социолог, обосновал эту теорию, полагая что, девиация происходит, когда существует разрыв между целями общества и одобренными средствами для их достижения. Причину возникновения аномических (девиантных) ситуаций Мертон усматривает и в определенных условиях человеческой среды, которую он понимает, с одной стороны как общественную, с другой — как культурную структуру. Культурная структура представляет собой комплекс тех ценностей и норм, которые указывают на поведенческую ориентацию определенных членов общества или групп; а под социальной структурой подразумевается тот комплекс общественных взаимоотношений, в котором существуют члены общества или группы. По мнению Мертона, аномия — это результат несогласия и конфликта между «культурой» и «социальными структурами». Аномия выражает такую социальную ситуацию, когда люди не могут достичь своих целей законными средствами, и, в силу этого,

они игнорируют указанные средства, пытаясь достичь цели незаконными средствами

[7][7]. Соответствующий этому процесс называется девиационным отклонением, т.е. это не процесс, возникающий в результате конфликта социально признанных целей и средств их достижения. Подобную ситуацию обостряет и падение уважения личности к правовым и нравственным нормам. Мертон классифицирует основные ответные реакции на воздействие аномии — принятие или непринятие людьми целей общества, способов их реализации или же одновременно обоих.

Согласно схеме Мертона, первая реакция тотальное подчинение — конформизм

— подразумевает согласие с общественными целями и законными средствами их достижения. Хорошо образованный молодой человек находит престижную работу и поднимается вверх по служебной лестнице; он является олицетворением этой модели поведения, так как ставит своей целью финансовый успех и достигает этого законными путями и средствами. При этом следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный путь недевиационного поведения. Р. Мертон также уверен, что конформизм — это не выражение отклонения от нормы и закона, а наоборот, приспособление к ними, как он сам отмечает, действие во имя осуществления собственных целей на основе приспособления к существующим нормам и законам.

Можно предположить, что Р. Мертон внес конформизм в формы девиации именно потому, что «упрочение», «окаменение» и т.д. официальных норм и законов создает в обществе ситуацию застоя. В таких условиях ограничивается и индивидуальная свобода. Ситуация застоя не может продолжаться долго, так как множество иных факторов все же вызовет движение общества в естественноисторическом направлении, в том числе и другие формы девиации. В ходе этого процесса происходит отбрасывание и разрушение окаменелых или стандартизованных норм и законов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


П.П. Блонский – психология развития ребенка
Павел Петрович Блонский (1884 – 1941) – один из выдающихся русских психологов, отверг трактовку психологии как науки о душе или о явлениях сознания, доказав, что ее доступным научному методу объектом является поведение. Она, как писал Блонский в книге «Реформа науки» (1920), «Изучает свой предмет – поведение живых существ, обычными мето ...

Выводы
В аспекте рассматриваемых субкатегорий «образ Я» подростка из массовой школы соответствует многократно описанным общевозрастным характеристикам. «Образ Я» воспитанников интерната заметно отличен. С одной стороны, негативистский протест выражен у них примерно в той же степени, что и в группе школьников, с другой, - у них не только не фор ...

Исследование отношения к браку у лиц 25-35 лет. Организация и методика проведения исследования
Рабочий план исследования. Исследование включило в себя следующие этапы: 1) определение поля и объекта исследования - подбор респондентов; 2) разработка программы исследования предмета анализа, гипотез, вопросов; 3) тиражирование вопросов, для желательного освещения в сочинении; 4) сбор первичной информации и ее обработка (без помо ...