Психологические особенности массовидных явленийСтраница 1
Массовидные формы поведения - совокупность действий людей, возникающих в результате их взаимодействия вне организованных групп (где нет руководства и других черт группы и коллектива).
Основные признаки массовидных форм поведения:
- поведение неадекватное ситуации;
- схожесть поступков.
Разновидности массовидных форм поведения: толпа; паника; слухи; мода; зрелище, психологическое заражение.
Толпа - контактная неорганизованная общность людей, объединенная высоким уровнем конформизма. Состояние личности в толпе:
1. Повышенный уровень эмоционального восприятия.
2. Повышенная внушаемость.
3. Подавлено чувство ответственности за собственное поведение.
4. Появление чувства силы.
5. Сознание анонимности. Классификация толпы:
1. Случайная толпа (зеваки).
2. Экспрессивная (совместное переживание радости или горя).
3. Конвенциальная (с совместными интересами, например, зрители футбольного матча).
4. Действующая толпа (разновидности: экстазическая, спасающаяся, агрессивная, стяжательная, повстанческая).
Этапы изменения поведения в толпе:
1. Скапливание.
2. Циркулярные реакции (сразу после события, снятие норм поведения).
3. Кружение (обострение чувств, готовность к совместным действиям).
4. Активизация (через дополнительное стимулирование, подначивание).
Паника - эмоциональное состояние проявляющееся в импульсивных действиях, возникающее как следствие либо недостатка информации о пугающей ситуации, либо ее искажения.
Разновидность паники - ажиотаж - массовое возбуждение, сопровождаемое лихорадочной деятельностью.
Причины паники и ажиотажа: страх, неуверенность, отсутствие групповой организации,
Окончание паники - по мере выхода из нее отдельных членов.
Слухи - массовое проявление веры в искаженную информацию. Пути возникновения слухов: непреднамеренный, преднамеренный. Прекращение слухов: блокада активных членов, контрслухи (пропаганда).
Мода как массовидное явление - неадекватное изменение поведения, связанное со «слепым» копированием чего-либо, при сниженной оценки целесообразности измененного повеления.
Зрелище - неадекватно эмоциональное восприятие действия на специально организованном мероприятии под влиянием фактора публичности. Основные виды зрелищ: искусство, спорт. В спорте, в отличии от искусства:
- все происходит на самом деле, в искусстве - отраженная действительность;
- действия неповторимы;
- импровизация;
- более свободное поведение зрителей. Функции спортивного зрелища:
- демонстрация социально-ценных качеств (например, коллективизма);
- демонстрация спортивного совершенства;
- пропаганда вида спорта;
- стимуляция роста спортивного мастерства для занимающихся;
- идентификация зрителей со спортсменами (например, можно судить по выражению: «Мы победили!»).
- отдых для зрителей (нахождение в эмоциональном симбиозе, «растворение» в массе;
Поведение болельщиков имеет две формы: по внутреннему содержанию, по внешним атрибутам (например, «фанатизм»).
Психологическое заражение - массовый психоз, протекающий на бессознательном уровне, которым могут быть заражены целые народы (например, поиском «врагов» народа).
Массовые коммуникации (через средства массовой коммуникации -СМИ). Социальные функции СМИ:
- информационная;
- пропагандистская (манипулятивная);
- воспитательная.
СМИ обладают крупномасштабным действием. Если СМИ только выдают факты и не побуждают к размышлению над причинами и следствиями этих фактов, то они создают малосведущую личность, склонную к участию в массовидных явлениях. (Например, СМИ утверждают, что при социализме образование и медицинское обслуживание были бесплатными. Но если учителя и врачи получали зарплату, то кто-то им платил. Кто? Население. Просто было другое распределение денежных средств).
Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде
современного общества
Особенности поведения студенческой молодежи, в том числе и отклоняющегося от нормы, определяются влиянием следующих факторов:
1) возрастом;
2) транзитивностью;
3) социокультурной средой существования;
4) спецификой студенческого коллектива.
1. С точки зрения социального статуса, студенческий возраст (18-25 лет)
- это период интенс ...
Феномен Кашпировского
Внушаемость «среднего» человека очень велика - это открыл для себя Анатолий Кашпировский, когда, как он сам писал, с удивлением обнаружил этот факт. Он с успехом использовал феномен массовых состояний для коррекции ряда хронических заболеваний и психологических отклонений, для лечения ожирения и т.п. ...
Методы изучения сплоченности
Техника измерения групповой сплоченности включает два тесно соприкасающихся методических подхода.
Первый – измерение эмоциональной привлекательности членов группы. Он строится наперёд в положении: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа в целом, тем выше индекс групповой сплоченности. Методи ...