Психологические особенности массовидных явлений
Страница 1

Инфо по психологии » Социальная психология » Психологические особенности массовидных явлений

Массовидные формы поведения - совокупность действий людей, возникающих в результате их взаимодействия вне организованных групп (где нет руководства и других черт группы и коллектива).

Основные признаки массовидных форм поведения:

- поведение неадекватное ситуации;

- схожесть поступков.

Разновидности массовидных форм поведения: толпа; паника; слухи; мода; зрелище, психологическое заражение.

Толпа - контактная неорганизованная общность людей, объединенная высоким уровнем конформизма. Состояние личности в толпе:

1. Повышенный уровень эмоционального восприятия.

2. Повышенная внушаемость.

3. Подавлено чувство ответственности за собственное поведение.

4. Появление чувства силы.

5. Сознание анонимности. Классификация толпы:

1. Случайная толпа (зеваки).

2. Экспрессивная (совместное переживание радости или горя).

3. Конвенциальная (с совместными интересами, например, зрители футбольного матча).

4. Действующая толпа (разновидности: экстазическая, спасающаяся, агрессивная, стяжательная, повстанческая).

Этапы изменения поведения в толпе:

1. Скапливание.

2. Циркулярные реакции (сразу после события, снятие норм поведения).

3. Кружение (обострение чувств, готовность к совместным действиям).

4. Активизация (через дополнительное стимулирование, подначивание).

Паника - эмоциональное состояние проявляющееся в импульсивных действиях, возникающее как следствие либо недостатка информации о пугающей ситуации, либо ее искажения.

Разновидность паники - ажиотаж - массовое возбуждение, сопровождаемое лихорадочной деятельностью.

Причины паники и ажиотажа: страх, неуверенность, отсутствие групповой организации,

Окончание паники - по мере выхода из нее отдельных членов.

Слухи - массовое проявление веры в искаженную информацию. Пути возникновения слухов: непреднамеренный, преднамеренный. Прекращение слухов: блокада активных членов, контрслухи (пропаганда).

Мода как массовидное явление - неадекватное изменение поведения, связанное со «слепым» копированием чего-либо, при сниженной оценки целесообразности измененного повеления.

Зрелище - неадекватно эмоциональное восприятие действия на специально организованном мероприятии под влиянием фактора публичности. Основные виды зрелищ: искусство, спорт. В спорте, в отличии от искусства:

- все происходит на самом деле, в искусстве - отраженная действительность;

- действия неповторимы;

- импровизация;

- более свободное поведение зрителей. Функции спортивного зрелища:

- демонстрация социально-ценных качеств (например, коллективизма);

- демонстрация спортивного совершенства;

- пропаганда вида спорта;

- стимуляция роста спортивного мастерства для занимающихся;

- идентификация зрителей со спортсменами (например, можно судить по выражению: «Мы победили!»).

- отдых для зрителей (нахождение в эмоциональном симбиозе, «растворение» в массе;

Поведение болельщиков имеет две формы: по внутреннему содержанию, по внешним атрибутам (например, «фанатизм»).

Психологическое заражение - массовый психоз, протекающий на бессознательном уровне, которым могут быть заражены целые народы (например, поиском «врагов» народа).

Массовые коммуникации (через средства массовой коммуникации -СМИ). Социальные функции СМИ:

- информационная;

- пропагандистская (манипулятивная);

- воспитательная.

СМИ обладают крупномасштабным действием. Если СМИ только выдают факты и не побуждают к размышлению над причинами и следствиями этих фактов, то они создают малосведущую личность, склонную к участию в массовидных явлениях. (Например, СМИ утверждают, что при социализме образование и медицинское обслуживание были бесплатными. Но если учителя и врачи получали зарплату, то кто-то им платил. Кто? Население. Просто было другое распределение денежных средств).

Страницы: 1 2


Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде современного общества
Особенности поведения студенческой молодежи, в том числе и отклоняющегося от нормы, определяются влиянием следующих факторов: 1) возрастом; 2) транзитивностью; 3) социокультурной средой существования; 4) спецификой студенческого коллектива. 1. С точки зрения социального статуса, студенческий возраст (18-25 лет) - это период интенс ...

Феномен Кашпировского
Внушаемость «среднего» человека очень велика - это открыл для себя Анатолий Кашпировский, когда, как он сам писал, с удивлением обнаружил этот факт. Он с успехом использовал феномен массовых состояний для коррекции ряда хронических заболеваний и психологических отклонений, для лечения ожирения и т.п. ...

Методы изучения сплоченности
Техника измерения групповой сплоченности включает два тесно соприкасающихся методических подхода. Первый – измерение эмоциональной привлекательности членов группы. Он строится наперёд в положении: чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем привлекательнее группа в целом, тем выше индекс групповой сплоченности. Методи ...