Специальная психологическая подготовка
Страница 1

Инфо по психологии » Социальная психология » Специальная психологическая подготовка

Подготовка к конкретному соревнованию. Опыт работы в спортивных командах в качестве практического психолога показал, что чаще всего, из всего многообразия психологических задач, тренеру приходится решать задачи регуляции эмоций спортсменов в соревновательный период.

Как влияет уровень эмоционального возбуждения на успешность соревновательной деятельности? Для большинства спортсменов наиболее благоприятным, в плане влияния на соревновательный результат, является его уровень между средним и высоким, то есть - оптимальным. При таком уровне эмоционального возбуждения может сформироваться состояние боевой готовности, которое характеризуется:

- оптимальной уверенностью в своих возможностях;

- ощущением состояния активизации;

- высокой адаптированностью;

- высокой помехоустойчивостью;

- стремлением сохранить это состояние к моменту старта.

Низкий уровень эмоционального возбуждения может привести к предстартовому безразличию.

Чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения может привести как к предстартовой апатии, которое характеризуется вялостью, слабостью, медлительностью, то есть - к запредельному торможению (к астении по медицинской терминологии), так и к предстартовой лихорадке, которая характеризуется неадекватной веселостью, перепадами рабочего тонуса, склонностью делать ошибки (к неврастении).

В случаях предстартовой лихорадки происходят следующие изменения в соревновательной деятельности:

- ее упрощение (неадекватный переход на только хорошо и давно забученные действия);

- переход на стереотипные действия;

- интенсификация;

- совмещение отдельных этапов отдельных действий, что ведет к нарушению техники;

- склонность делать грубые ошибки.

Таким образом, чаще всего приходиться снижать уровень эмоционального возбуждения некоторых из спортсменов, то есть - успокаивать их.

Приведем некоторые рекомендации из числа тех, которые может использовать не только психолог, но и каждый тренер:

1. Наилучшим средством регуляции эмоций является обычный сон. Но

проблема состоит б том, что именно, когда надо выспаться - сон не приходит. У спортсмена может развиться предстартовая бессонница. Что можно

противопоставить этому? Сон должен быть полноценным, а для этого достаточным и глубоким. Вот некоторые из рекомендаций:

Когда спортсмен готовится ко сну, то:

- Итоги прошедшего дня и задачи на завтра он должен обдумать до того, как лег спать.

- Необходимо исключить интенсивную работу и увлекательную деятельность перед сном. .

- Весьма полезна прогулка перед сном.

- Ложиться спать необходимо в привычное время.

- Обязательно перед сном проветрить комнату.

Для успешного засыпания можно посоветовать спортсмену:

- Не укрываться с головой одеялом.

- Не закрывать лоб челкой.

- Расслабиться, расслабить мышцы лица.

- Не думать об опасности бессонной ночи.

- Думать о приятном.

- Можно считать (внутренним голосом - «раз-два», «раз-два» и т.д.).

- Если он проснулся раньше намеченного и чувствует себя выспавшимся, то вставать сразу, не дожидаясь звонка будильника.

2. Работа с различными опросчиками по оценке состояний спортсмена является средством их регуляции. Используйте это средство.

3. Если спортсмен экстраверт (общительный, «заводной»), помогите ему отключиться от волнующей ситуации или переключиться и думать не о результатах своих действий, а о процессе их выполнения. Если это не помогает, тогда посоветуйте заняться тем, что ему нравится (например, что либо связанное с хобби и т.д.).

4. Если спортсмен слишком возбужден или у него неврастенические реакции, предложите ему выполнить какую-либо монотонную и медленную работу (прогулка, вязание и т.д.).

5. Если эмоции спортсмена развиваются по типу астении (вялость,

слабость, медлительность), то необходимо ему «встряхнуться» и приступить немедленно к интенсивной физической работе (к интенсивной разминке). Весьма полезна в таких случаях пробежка.

5. Используйте прием разрядки (действия, направленного не на подавление эмоций, а на их проявление). К таким приемам можно отнести любую интенсивную работу, в которой нужно что-то разобрать, снести, разрушить. Полезна колка дров. Можно побоксировать с тенью, пригодно метание снежков в цель, удары по футбольному мячу и др.

Страницы: 1 2 3


Описание методики исследования
Опросник Леонгарда (Шмишека) Опубликован Г.Шмишеком в 1970 г. В основе теста-опросника лежит концепция акцентуированных личностей К.Леонгарда, согласно которой акцентуации – это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполаг ...

[24]Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В Клиническая психиатрия раннего детского возраста – СПб.: Питер, 2001 – С. 30.
[25] Боулби Д.Ж. Надежная опора. Клиническое применение теории привязанности.-Лондон.-1988. [26] Брефертон И , Манхоланд К.А Внутренние рабочие модели в отношениях привязанности: построить вновь. В: Кассиди J., Шавер П настольная книга о привязанности. Н.Йорк. Гилфорд, 1999, с. 89-111. [27] Смирнова Е. О., Радева Р. Развитие теории пр ...

Мышечная релаксация
Релакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Непроизвольная релаксация (снижение тонуса скелетно ...