Причины агрессивности детейСтраница 2
Убедительно демонстрируют специфическую зависимость между ответственностью родителей и агрессивностью детей результаты эксперимента Джонса и др. Исследователи наблюдали в лабораторных условиях, как общаются со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. Среди множества различных параметров измерялось время, через которое мать берет ребенка на руки, после того как он заплакал или протянул к ней руки; фиксировалось также агрессивное поведение, направленное на других (например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет). Дети, к которым матери не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту.
Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом - надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо избегающим. Тревожный избегающий ребенок в общем и целом избегает своей воспитательницы. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с матерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению.
Также на возникновение агрессии часто оказывают влияние и ситуативные причины. К их числу можно отнести следующие. [15]
Оценка другими людьми. Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя. Эксперименты показали, что если за поведением детей наблюдает человек, воспринимавшийся ими как лицо, склонное к агрессии (например, тренер по восточным единоборствам), то они проявляю! больше актов агрессивного характера. Если в этой же ситуации наблюдателем является человек, воспринимаемый детьми как противник агрессии (например, учитель), то их поведение отличается большей сдержанностью.
Намеренность агрессии. Существует точка зрения, что для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания, что другой человек имеет по отношению к тебе враждебные намерения, хотя непосредственного акта нападения не было, В таких случаях обычно основным стимулом выступает гнев как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Если же противник заранее просит извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит.
Восприятие агрессии. Обилие видео - и - телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов, которые убеждены, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким. Однако некоторые детские психоаналитики считают эти утверждения бездоказательными. По их мнению, смотря подобные фильмы, ребенок бессознательно реализует свои агрессивные потребности через образы героев сюжетов. Чрезмерное увлечение подобными фильмами возникает только у детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности и не могут проявить себя в реальной жизни.
Желание возмездия. Часто агрессия возникает как ответная реакция на не-приемлемое поведение окружающих т.е, как акт возмездия за что-либо. Например, ребенок, часто подвергавшийся наказаниям, усваивает, что человек сам должен наказывать, если другие на его глазах совершают неблаговидные поступки. Ответное причинение страданий своему обидчику, их наблюдение ослабляют у ребенка реакцию гнева и удовлетворяют потребность в агрессии.
Таким образом, выделяются следующие основные причины агрессивного поведения детей:
1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии
3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия)
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье.
5. Косвенно стимулируемая агрессия (СМИ, игрушки)
Последствия конфликтов. Функциональные последствия конфликта.
1. Проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что является мотивирующим фактором. Это устранить или сведет к минимуму трудности в осуществлении решений: враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли.
2. Стор ...
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
в школе
В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимо ...
А.Н. Леонтьев о соотношении сознания и мотивов
мотивы могут осознаваться, но, как правило, не осознаются, т.е. все мотивы можно разбить на два больших класса ― осознаваемые и неосознаваемые;
осознание мотивов – это особая деятельность, особая внутренняя работа;
неосознаваемые мотивы «проявляются» в сознании в особых формах – в форме эмоций и в форме личностных смыслов. Эмоци ...