Общий взгляд на НЛП
Страница 2

3. Системы являются самоорганизующимися и стремятся к естественному состоянию уравновешенности и стабильности. Нет поражений – есть только обратная связь.

4. Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут. Любое поведение, опыт или реакция могут служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются с остальной системой.

5. Не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне. То, что является позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно отделять свой поступок от собственного «я», то есть положительные намерения, функцию, убеждения и т.п., вызывающие данный поступок,– от самого поступка.

6. Любое поведение имеет на определённых уровнях позитивное намерение. Оно воспринимается или воспринималось как положительное и приемлемое в том контексте, где получило развитие и с точки зрения человека, совершившего действие. Гораздо легче и продуктивней реагировать на намерение, чем на проблемное поведение.

7. Окружающая обстановка и контексты всё время меняются. Одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходима определённая гибкость. Уровень гибкости пропорционален изменчивости остальной части системы. По мере усложнения системы увеличивается количество вариантов её состояния и требуется всё большая степень гибкости.

8. Если ваши действия не находят ожидаемого результата, необходимо изменять своё поведение до тех пор, пока желаемое не будет достигнуто[5].

Все модели и техники НЛП основываются на сочетании этих двух принципов.

Личности, творчески взаимодействующие с миром и успешно преодолевающие трудности,– это те люди, у которых модель их жизненных обстоятельств обладает богатой палитрой красок и открывает им широкий спектр возможностей в выборе своих поступков. Другие же люди уверены в ограниченности своего выбора, и при этом ни один из возможных, с их точки зрения, вариантов их полностью не устраивает. Дело не в том, что мир слишком тесен и не в том, что выбор отсутствует. Причина в том, что такие люди сами создают себе препоны на пути к открытому для них выбору и возможностям уже только тем, что таковые отсутствуют в их моделях мира и таким образом ускользают из их поля зрения.

С точки зрения НЛП, наиболее преуспели те люди, чья «карта мира» позволяет им держать в поле зрения наибольшее количество доступных им вариантов и возможностей. Человек, являющийся «гением», в этом смысле просто обладает большей широтой взглядов и большими способностями к организации и взаимодействию с миром. НЛП предлагает ряд методов, которые позволяют значительно увеличить возможности выбора в окружающем нас мире.

НЛП разработало технику и критерии различий, при помощи которых идентифицируются и описываются стереотипы вербального и невербального поведения людей, то есть ключевые моменты того, что люди говорят и делают. Первостепенные цели НЛП заключаются в моделировании выдающихся способностей, а также в возможности их использования другими людьми. Задача такого типа моделирования – наиболее эффективное практическое применение всего, что наблюдалось и было описано.

Методы моделирования НЛП позволяют выявлять специфические воспроизводимые стереотипы языка и поведения успешно действующих ролевых моделей. Значительная часть анализа методом НЛП осуществляется в процессе наблюдения и слушания ролевой модели в действии, однако много полезной информации может быть извлечено и из письменных источников.

Можно выделить несколько принципов, или постулатов, эффективной терапевтической коммуникации в НЛП.

1. Каждый пациент имеет ресурсы, которые могут ему помочь; дело психотерапевта – способствовать их реализации.

Даже если к вам пришёл человек, который выглядит сломленным и потерявшим веру в свои силы, ваша задача – найти в нём и открыть для него хранящиеся внутри него ресурсы.

2. Индивидуально-субъективное восприятие пациентом реальности – основа психотерапии.

Нет смысла спорить о том, что истинно, а что ложно; «карты» мира двух людей всегда различаются; единственная возможность для психотерапевта – войти в восприятие клиента.

3. Психотерапевтическая коммуникация равна эффективной манипуляции, при которой выигрывают оба партнёра взаимодействия.

Этот пункт чаще всего вызывает критические замечания, поскольку «манипуляция» традиционно воспринимается как нечто изначально негативное. Практики НЛП на это заявляют, что любая коммуникация, по сути, всегда манипулятивна в той или иной степени, и дело лишь в том, во зло или во благо обращается манипуляция.

4. Темп психотерапевтического взаимодействия задаётся пациентом. При «регрессе» пациента на пройденную ранее ступень психотерапевт должен тоже вернуться на эту ступень, успокоить больного, поздравить его с хорошей самозащитой от неверного шага и составить вместе с ним новый план действий.

Страницы: 1 2 3


Период открытого кризиса в истории психологии
Временные границы данного этапа развития психологии - 10-30-е годы 20 века. Сущность открытого кризиса в психологии - несогласованность в ответах на базовые методологические вопросы о предмете и методе психологии. За пятьдесят первых лет существования психологии как самостоятельной науки постепенно утратила силу Вундтовская трактовка пр ...

Ребенок младшего школьного возраста в системе социальных отношений. Особенности и структура учебной группы
Развитие личности осуществляется в процессе установления различных: прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных отношений с окружающей ребенка социальной средой, в процессе социального общения, формирующего и реализующего эти отношения. Ребенок, сфера социальных контактов которого ограничена по сравнению со взрослым, соприкаса ...

Классификации видов восприятия
1. По модальности (по анализаторам) выделяют: а) зрительное, б) слуховое, в) осязательное, г) обонятельное, д) вкусовое. 2. По характеру активности: а) непроизвольное, б) произвольное. 3. По степени организованности: а) неорганизованное, б) организованное (наблюдение). 4. По характеру и продолжительности: а) симультанное, ...