Волевая сфера у подростков с девиантным поведением
Страница 2

Инфо по психологии » Волевая сфера подростков с девиантным поведением » Волевая сфера у подростков с девиантным поведением

Сложным представляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Так, по мнению Н.Д. Левитова, «в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев — инициативность и смелость. Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств». [25]

Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли, которая проявляется, очевидно, не столько в умении просто «сдерживать» агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиями. [13]

В отличие от подростков с девиантным поведением, социально адаптированный подросток почти всегда владеет с той или иной степенью своими желаниями. Самоконтроль - не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоением социальных и нравственных норм, воспитанием. Способствует самоконтролю знание последствий злоупотребления, ценностные ориентиры, личные, социальные цели, перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуума доступно), чем сиюминутное удовольствие. Соотношение стремления к удовольствию и самоконтроля у подростков с девиантным поведением таково, что подросток оказывается уязвимым. В этом - опасность девиантного поведения, и тем большая, чем моложе возраст.[29;32]

У подростков с девиантным поведением часто обнаруживается недостаточность личной мотивации поведения - оно диктуется группой. В своих рассказах молодые люди употребляют практически только местоимения множественного числа, даже если речь идет о ситуациях нейтральных, не связанных с проступками (вне попытки уйти от ответственности).

Нарушения волевой регуляции у подростков с девиантным поведением влекут за собой потребность в социальном одобрении, поддержке, признании, это является значимым для подростков. Известно, что правонарушения, и даже преступления подростков происходят в атмосфере демонстративности, когда другие подростки и «сочувствующие» видят социальный статус, уровень материальной состоятельности, некоторую «успешность», получаемую при помощи преступления, в связи с чем подросток неспособен контролировать свое желание быть на виду, выглядеть успешнее. Вероятно, это связано с потребностью в социальной оценке, желание «быть на виду» может быть еще одной причиной, вызывающей девиантность поведения.[14]

Исследования личности открывают, что подражательность, внушаемость и подчиняемость в поведении основанием имеют низкий интеллектуальный уровень, неразвитость волевой сферы, нравственных, этических представлений. Это сочетание лишает возможности критически оценивать поведение других, определить линию, принципы собственного поведения. Слабость волевой сферы проявляется и нестойкостью интересов, и неспособностью к организованной, последовательной деятельностью. Праздность не тяготит, с трудом переносится одиночество. Они не могут себя занять, им «скучно».[16;23;26]

Слабость контроля за поведением и своими влечениями, подражательность действий объясняют употребление одурманивающих средств - способ без усилий получить удовольствие опьянения, полнее слиться с группой. Эти же качества в сочетании с особенностями аффективной сферы и с уровнем развития нравственности объясняют другие наряду с наркотизацией формы девиантного поведения.[35]

Специфичность механизмов волевой регуляции у подростков с девиантным поведением заключается в нарушении волевых действий и умения преодолевать препятствия (в том числе, противоположно направленные цели и мотивы). Последнее может вызывать у подростков с девиантным поведением стремление к аффективной разрядке и являться провокатором очередного срыва.[7;14;18]

Страницы: 1 2 


Акцентуации характера и их влияние на поведение. Типология личности
В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Личность – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о при ...

[24]Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В Клиническая психиатрия раннего детского возраста – СПб.: Питер, 2001 – С. 30.
[25] Боулби Д.Ж. Надежная опора. Клиническое применение теории привязанности.-Лондон.-1988. [26] Брефертон И , Манхоланд К.А Внутренние рабочие модели в отношениях привязанности: построить вновь. В: Кассиди J., Шавер П настольная книга о привязанности. Н.Йорк. Гилфорд, 1999, с. 89-111. [27] Смирнова Е. О., Радева Р. Развитие теории пр ...

Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания. Факторы, влияющие на девиантное поведение детей подростков
Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в общест­ве, найти свое место в жизни, а также раз­вить свои потенциальные способности. Количество школьников, которых вы­деляют как учащихся с девиантным пове­дением, к ...