Методические особенности преподавания теоретической психологии: история
психологии и общая психологияСтраница 3
В-четвертых, было бы очень хорошо, если бы преподавателю удавалось каждое значительное событие в науке, приведшее когда-то к принципиально новому выводу, показать в связи с современными взглядами на данную проблему.
Рассмотрим перечень ориентирующих вопросов, которые преподаватель может использовать выборочно или полностью в процессе изучения курса истории психологии (приложение 1).
Где могут использоваться данные вопросы?
Во-первых, при проведении лекции, чтобы они послужили методическим материалом для проблемного изложения отдельных периодов в истории психологии.
Во-вторых, для самостоятельной работы студентов в качестве учебных задач с определенными предварительными комментариями преподавателя в порядке теоретической консультации.
В-третьих, для дискуссий на семинарском занятии.
Примечательным, на мой взгляд, является то, что предложенный перечень заданий (вопросов и задач) составлен с учетом того, что литературы по истории психологии всегда студентам не хватает, а учебники по этому предмету вовсе отсутствуют. Поэтому эти вопросы-задачи помогут преподавателю выбрать более короткий и эффективный путь изложения в лекциях и обсуждения на семинарах основных проблем истории психологии. Взятые в совокупности, вопросы-задачи указывают на общую логику развития научных взглядов на человеческую психику, лучше ориентируют в материале и студента, и преподавателя.
Следующий важный раздел в изучении психологии – общая психология. Рассмотрим, какие же особенности методики необходимо учитывать тут.
Но для начала ответим на вопрос: «Какова цель изучения данного аспекта психологии?»
Бесспорно, основной целью преподавания данного предмета является усвоение студентами общих закономерностей функционирования психики. Знание общепсихологической теории должно лечь в основу изучения ими конкретных прикладных отраслей психологии, в частности возрастной, педагогической, социальной и др. Усвоение современных достижений психологической науки позволяет студенту сознательно подходить ко всему тому, что предшествовало им, какие взгляды и теории возникали и почему, в какой мере они способствовали научному прогрессу.
Изучение общей психологии имеет методологическое значение для усвоения других учебных курсов психологического цикла, так как без знания общего невозможно разобраться в частном.
Отсюда следует, что при чтении лекций и организации самостоятельной работы с литературой нужно каждое новое для студента научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как они объяснялись ранее и какое объяснение получили в современной общей психологии.
Тематику лекций целесообразно компоновать несколькими большими блоками, чтобы все многообразие содержания дисциплины могло быть изложено в этих блоках как совокупность основных проблем психологии, как система взаимосвязанных понятий. Тогда не нужно будет на лекциях подробно говорить о деталях, которые можно отнести на практические и семинарские занятия. Так, например, нет необходимости давать в лекции подробную характеристику каждого из психических познавательных процессов, но зато нужно показать их функции, обратив внимание студентов на взаимосвязь и взаимодействие между ними в ходе их функционирования. На последующих практических, семинарских и лабораторных занятиях они могут быть более детально изучены не только теоретически, но и экспериментально. При этом нужно учитывать профессиональные особенности студенческой аудитории. Например, на математическом факультете педагогического вуза можно более подробно изучить теоретические основы математических способностей школьников и вооружить будущих преподавателей методикой выявления и развития математических способностей детей.
Лекционный курс в зависимости от количества отводимых часов (для психологических и других, непсихологических, факультетов – они различаются довольно существенно) может быть разделен на блоки в разных вариантах. Так, вся проблематика общей психологии может быть разделена на пять, шесть или семь лекционных блоков в зависимости от количества часов и замысла преподавателя. Варианты данных блоков приведены в приложении №2.
Практические рекомендации по предотвращению стрессов. Можно
ли «выскочить» из стресса?
В психологии существует понятие направленность личности. В двух словах - это способность грамотно прочитывать и оценивать ситуацию. Понимать, содержит ли свежая информация (а она свежая непрерывно, каждый день) угрозу, и если да, толково реагировать на нее.
Почему там, где один лезет на стену, другой совершенно спокоен?
Ответ: личност ...
Психология в структуре современных наук. Представления
античных и средневековых философов о душе и сознании
Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. Известный психолог конца XIX – начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно – у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от филосо ...
Безсознательное
Представление о бессознательном как совокупности психических процессов, операции и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впервые сформулировано в XVIII в. Г.В. Лейбницем. В XIX в. бессознательное становится предметом психологических исследований (И.Ф. Герберт, Г.Т. Фехнер, В. Вундт). Новый стимул для его изу ...