Вторая параСтраница 2
Анализ содержания самоописаний дает возможность составить представление об «образе Я» подростков. Содержание «образа Я» выражает то, что человек считает в себе наиболее значимым, то, что, по его мнению, может отличить его от других. Поэтому с психологической точки зрения «образ Я» не имеет ценностно-различигельный характер.
Как видно из приведенных протоколов, и в школе, и в интернате мы встречаемся с весьма различными самоописаниями подростков. И все же выбраны они были нами не случайно, так как отражают некоторые достаточно типичные для сравниваемых групп тенденции. Обратимся к попарному сравнению.
Первая пара. Напомним, что в этой паре оказались два довольно неблагополучных подростка с низкой успеваемостью и достаточно плохо характеризуемые педагогами.
Что же ценит в себе троечник из массовой школы? Прежде всего свои умения («я многое умею — умею копать, строгать, делать любую физическую работу», *Я умею водить автомобиль»). С них он начинает рассказ о себе. Как будто бы гордость за свои умения пилить, строгать, водить автомобиль противопоставляется низкой оценке его учебных способностей, умений и поведения школьными учителями. У его «напарника» из интерната ничего подобного нет. Судя по его тексту, ничего в себе он особенно не ценит, хотя какое-то противостояние отрицательным оценкам окружающих в самоописании просматривается, но оно крайне неопределенно выражено и ни на чем конкретном не завязано. Следует отметить, что этот подросток, как можно неоднократно убедиться, прекрасно умел пилить, строгать, копать и т. п. Он умел также вязать, да и многое другое. Но важно то, что такие умения не выступают для него в качестве субъективного основания для гордости и не входили в «образ Я».
Школьник много пишет о том, что он любит делать, что ему интересно (я очень люблю работать топором и рубанком», «люблю еще чинить часы», мне нравится делать мужскую работу», «люблю ездить на .мотоцикле», «люблю футбол», «очень люблю петь», «мне нравятся многие группы»). Подросток из интерната почти ничего не пишет о своих привязанностях, интересах и увлечениях. Он отмечает лишь, что ему правятся уроки физкультуры и географии и что он любит играть в карты. В этом различии проявляется не только узость интересов воспитанников интерната, одной из причин которой может быть обедненность бытовой и социальной среды, но и то, что воспитанник интерната, описывая себя, не на занятиях проявляется и такая характерная особенность детей-сирот, как сочетание ярко выраженных зависимости и подозрительности. Дети часто стремятся быть поближе к психологу, держать за руку, часто обращаются за поддержкой, и в то же время психолог часто является объектом скрытой агрессии группы. На занятиях дети бурно радуются, когда психолог ошибается или оговаривается, они часто превращают ошибки в непристойные шутки. Для группы характерно частое проявление сопротивления занятиям, те мам, отдельным упражнениям. Дети заранее спрашивают, когда будет следующее занятие, и в конце дня довольны своим участием, однако в день группового занятия они подходят к психологу и говорят, что им хочется погулять, посмотреть телевизор, некоторые наотрез отказываются идти «на группу». Упражнения бывает трудно провести из-за нежелания участников. Некоторые участники уходят в лубь комнаты, за круг, сидят там с безучастным видом, и бывает, что не выходят оттуда до конца занятия. Например, в одной из групп была девочка, которая никогда не участвовала ни в одном упражнении, но смотрела и не уходила из комнаты Она провела все занятия, стоя и наблюдая за другими. Психолог время от времени предлагал ей присоединиться к группе, на что она говорила: «Я не хочу, просто не хочу, я не буду, я все слышу». Важным было то, что она оставалась в группе приемлемым для нее образом. Из-за сложности обращений к себе и, как следствие, сильного сопротивления ведущему важно включать длительные разминки в начале занятия и разные активизирующие, любимые детьми игры и упражнения в само занятие. По нашим наблюдениям, эмоциональный блок программы был наиболее сложным для детей-сирот, так как он предполагает большее включение и раскрытие своего внутреннего мира. Такое обращение сложно для детей. Мы считаем, что это связано с тем, что дети перегружены непроработанными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, невысказанных негативных эмоций. Они росли в атмосфере эмоционального отчуждения, НС получив опыта безусловного принятия, в ситуации игнорирования их чувств и желаний. Детям непривычно и страшно обращаться к своим чувствам, и они плохо понимают свой внутренний мир. Психолог на таких занятиях постоянно сталкивается с сопротивлением в различных видах. Дети засыпают, им не интересно, они злятся, отвлекаются, в целом повышается уровень тревожности, и дети начинают закрываться и прятать свой внутренний мир В обсуждениях это проявлялось в том, что на вопросы; «Что вы сейчас чувствуете?» «Какие чувства возникали у вас при выполнении этого упражнения?» «Какое у вас настроение?» и т п. - дети затруднялись ответить, отмалчивались или отвечали шаблонными фразами: «нормальное», «все было здорово», «хорошо», «отлично».
Два дома
Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой — маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать своих друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого поселил бы подаль ...
Человек как индивидуальность
Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, ин ...
Структура психологической науки. Естественнонаучная и практическая
психология. Современное состояние психологической науки
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это "свойство высокоорганизованной материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам "высокоорганизованная материя" нужно при ...