Психологические факторы и характеристики преступного поведенияСтраница 4
Для неосторожных преступников характерны интрапунитивные реакции на ситуации фрустрации, т.е. возложение вины за свои неудачи на себя, в отличие от умышленных преступников, для которых характерны экстрапунитивные реакции в фрустрирующих ситуациях, т.е. склонность винить окружающих.
Неосторожные преступники характеризуются также высоким уровнем тревожности. Лица, отличающиеся таким свойством, обнаруживают неуверенность в себе, склонность к волнениям при стрессе и избыточный самоконтроль. В экстремальной ситуации они легко теряются и склонны к эмоциональной, а не рациональной, спокойной реакции на угрозы. Все это приводит к дезорганизованному поведению в экстремальной ситуации, увеличению количества ошибок.
В отношении роли потерпевшего в совершенном преступлении юридическая психология подчеркивает, что актуально-ситуативные действия преступника часто вызываются неправомерными, неосмотрительными или легкомысленными поступками потерпевшего. Так, в преступлениях против личности механизм их совершения часто базируется на эмоционально-аффективных реакциях преступника, который в 75-80 процентах случаев был доведен до крайних фаз конфликта с лицом, которое связано с ним родственными, служебными, интимными и другими близкими отношениями. Как свидетельствует криминалистическая статистика, более 65 процентов жертв в момент убийства находились в нетрезвом состоянии, а более половины из них употребляли спиртные напитки совместно с обвиняемым непосредственно перед совершенным преступлением. Поэтому в случаях предварительного расследования и рассмотрения в суде преступлений против личности конкретные обстоятельства, причины и условия преступлений не могут быть адекватно вскрыты, если во внимание не принимается личность потерпевшего, его поведение, относящееся к объективным признакам состава преступления. Выявление последнего влияет на установление степени вины обвиняемого, а иногда и исключает ее.
Современные криминальные психологи при установлении мотивов, целей и способов преступного деяния, личностной ответственности субъекта преступления рекомендуют исходить из целого комплекса основополагающих психологических положений:
1) поведение человека может регулироваться в форме простых импульсивных реакций и сложных действий, имеющих структурную организацию;
2) развернутая осознанность присуща лишь сложным, заранее продуманным действиям, где мотив осознан и обоснован личностным смыслом, ситуативные реакции носят установочный характер;
3) мотивировка (последующее осмысление поведения) может быть неадекватной, а в ряде случаев приобретает личностно-защитный характер;
4) в детерминации преступного поведенческого факта участвуют не только объективные, но и субъективные факторы и, прежде всего, личность действующего субъекта, обеспечивающая интеграцию сознательной и бессознательной сфер и уровень активности;
5) вместо традиционного понятия “мотив преступного деяния”, включенного в состав субъективной стороны преступления и имплицитно связанного с понятием “сознание”, более правильным представляется использование термина “мотивация”, который позволяет констатировать наличие вины при отсутствии в структуре деяния должной осознанности (т.е. в случаях, когда преступление совершается на стереотипном личностно-установочном уровне в определенных ситуациях и обстоятельствах).
Как заглушить в себе «жабу зависти»
• Запретить себе завидовать.
• Найти отрицательные стороны в объекте зависти.
• Противопоставить объекту зависти то, чему могут позавидовать у вас другие (…, зато у меня …!).
• Если произошла несправедливость, скажите себе: «ничего, Господь все видит, и каждому воздастся по заслугам!»
• Если произошла случайность, имейте в виду, что ...
Рисуем домики
Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик и рассказать, кто в нем живет.
Здесь приведены лишь несколько сюжетов детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Естественно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от вашей фантазии и конкретных условий. Важно только сохранить главную ц ...
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
в школе
В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимо ...