Сущность
профессионального самоопределения.Страница 1
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоакутализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция» . При этом многие мыслители связывают эти понятия с трудовой деятельностью. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение; П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность»; Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека).
Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию» (по В. Франклу): « .полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, то есть способность «выходить за рамки самого себя», а главное — в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни .». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.
При более творческом подходе к жизни сам смысл создается человеком заново. В этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов.Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены общей идеей.
Рассмотрим схему построения личной профессиональной перспективы как вариант содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения (см. таблицу).
За основу взята схема, предложенная Е.А. Климовым, которая существенно дополнена ценностно-смысловыми компонентами. В левой части таблицы — компоненты схемы построения личной профессиональной перспективы, а в правой — вопросы для работы с клиентами.
Если работа проводится с классом, то каждый вырывает обычный тетрадный листочек, подписывает его, проставляет номер вопроса и выписывает ответ (обычно на весь опросник затрачивается около 25—30 мин). После этого результаты обрабатываются.
Если это индивидуальная профконсультация, то психолог-консультант может вставлять вопросы непосредственно в беседу с клиентом. При этом лучше ориентироваться на компоненты. Почему? Во-первых, они полнее по своему содержанию, а во-вторых, в большей степени учитывают позитивные характеристики ситуации данного клиента (например, пункт 8, справа спрашивается о недостатках, а слева — акцент делается на возможностях и достоинствах клиента).Естественно, и в опроснике для работы с классом, и в индивидуальной беседе-профконсультации формулировка вопросов может видоизменяться при сохранении главного их смысла.
Если внимательно посмотреть на данную схему личной профессиональной перспективы, то в ней так или иначе представлена почти вся психология. Это означает, что настоящая профориентация — это очень сложная и развернутая по времени работа.
Компоненты личной профессиональной перспективы |
Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ответы пишутся на листочках: проставляются номера вопросов и сразу дается ответ) |
1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения) |
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему? |
2. Осознание необходимости профессионального образования после школы |
2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться? |
3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения |
3. Когда в России жить станет лучше? |
4. Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения) |
4. В виде задания: три буквы (м, н, с) — за три минуты написать профессии, начинающиеся с этих букв. Если будет указано более 17 профессий, то это уже неплохо. |
5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями |
5. Кем бы Вы хотели стать (по профессии) через 20—30 лет? |
6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели) |
6. Выделите основные 5—7 этапов на пути к своей мечте. |
7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы . (микроинформационная основа выбора) |
7. В виде задания: выписать три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии, и три — связанных с обучением в вузе или в колледже. |
8. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей |
8. Что в Вас самих может помешать Вам на пути к целям? (О «лени» писать нельзя — надо поконкретнее). |
9. Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей) |
9. Как Вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению)? |
10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям |
10. Кто и что может помешать Вам в достижении целей? |
11. Знание о путях преодоления внешних препятствий |
11. Как Вы собираетесь преодолевать эти препятствия? |
12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту) |
12. Есть ли у Вас резервные варианты выбора? |
13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда |
13. В чем Вы вообще видите смысл своей профессиональной жизни (ради чего Вы хотите приобретать профессию и работать)? |
14. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы |
14. Что Вы уже сейчас делаете для реализации своих планов (писать о том, что Вы хорошо учитесь, нельзя; что Вы делаете сверх хорошей учебы)? |
Общая психологическая подготовка. Помощь тренерам в обучении
технике спортивных упражнений
Психологические рекомендации повышения точности движений
при обучении спортивной технике:
1. Отключение зрения при запоминании амплитуды движений в элементах техники.
2. Выполнение пассивных движений.
3. Разнородность амплитуды при ее запоминании; задание спортсмену - ощутить различия амплитуды движений.
4. Запоминание амплитуды дв ...
Приложения
Приложение 1
Методика Шульте-Горбова
Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 черных и 24 красных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисе ...
Основные методы психодиагностики и их классификация
В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и верификации.
Операционализация – предполагает указания на пра ...