Структура личности
Структура личности – это связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, которые обычно называют «чертами личности». Их очень много, но психологи их пытаются объединить в несколько подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития этих качеств. Далее, также уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Это подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрения, особенности характера, самооценку. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способности и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенный психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)
Уровень (подструктура) |
содержание |
Соотношение биологического и социального |
Подструктура биологических, конституционных свойств |
Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые, возрастные особенности |
Биологический уровень |
Подструктура форм отражения |
Особенности познавательных процессов (ощущения, восприятие, мышление, память, внимание, эмоции) |
Биосоциальный уровень (биологического больше чем социального) |
Подструктура опыта |
Знания, умения, навыки привычки |
Социобиологический уровень |
Подструктура направленности |
Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы |
Социальный уровень |
Базовая потребность возраста
Базовая потребность возраста - потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверяет ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э. ...
Заключение.
Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика.
Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.
Активность – единственная возможност ...
Таламическая концепция Кэннона - Барда
В 1928 году Ульям Кэннон и П. Бард сформировали свою таламическую концепцию эмоций, где центральной составляющей в запуске эмоциональных состояний являлся таламус. По их мнению, таламус выполняет роль "диспетчера", который при возникновении эмоциональных ситуации одновременно посылает информацию вегетативной нервной системе и ...