Потребность как источник активности личности
Потребность понимается как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Для того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, чтобы человек хотел того, что ему необходимо. Т.е. потребность как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с осознанием нужды, имеет субъективную сторону. Ильин дает определение потребности личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психологическую активность, связанную с целеполаганием».
Потребность выступает как источник активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичные потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных. В ходе развития человеческого общества возникают и развиваются специфические человеческие (социальные и духовные) потребности. Социальные потребности включают потребность принадлежности к группе, в признании, в уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности – это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.
Маслоу обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив в ней пять уровней.
V. потребности самоактуализации (реализация своих потенциалов, понимание смысла жизни)
IV. потребности в самоуважении (потребности в достижении, одобрении, признании, принятии себя, положительной самооценки)
III. потребности в социальных связях (потребность в социальной включенности, принадлежности к группе, любви и доверии)
II. потребности в безопасности (защита от страдания, боли, разрушения, неустроенности)
I. физиологические потребности (голод, жажда, сон, активность, секс)
потребности более высоких уровней возникают тогда, когда удовлетворены потребности низших уровней, которые являются генетически более ранними и имеют большее значение для выживания. Неудовлетворение потребностей низших уровней тормозит проявление других потребностей.
Определение психологической готовности детей к школьному обучению
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «шк ...
Младший подростковый период (10 – 12-13 лет)
Общая характеристика:
§ Период повышенной активности ЦНС, желез внутренней секреции. Это ведет к увеличению гормонов в крови и усилению признаков полового созревания.
§ Половое созревание происходит неодинаково у девочек и мальчиков ( у девочек раньше и острее протекает кризис)
§ Возбуждение преобладает над торможением и подросток мо ...
Виды информации
Термин информация
происходит от латинского слова informatio
, что означает «сведения, разъяснения, изложение».
Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.
В обыденной жизни под информацией понимают всяког ...