Взгляд мыслителей прошлого на теорию бессознательного
Страница 2

Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах того времени. В XIX в. осуществляется переворот от рационализма эпохи Просвещения к рационалистическому пониманию бытия человека в мире. На передний план выходит немецкая классическая философия. Шопенгауэр в своем труде “Мир как воля и представление” (1819) выдвинул теорию, согласно которой первоначалом является бессознательная воля как исходный принцип творения мира. В ней находится источник спонтанного развития, поскольку, по мнению Шопенгауэра, “ воля, сама по себе и в своем изначальном виде, бессознательна и слепа”.[4] Таким образом, разум способен постичь только явления, а не суть происходящего. Воля – это реальное и сущность, а все остальное только обусловлено ею.

Аналогичных взглядов придерживался и Ницше (1844-1900), но, в отличие от однозначной трактовки бессознательной воли Шопенгауэром, Ницше интерпретировал это понятие как первоначальную движущую силу, стремящуюся вырваться наружу.

Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции и представления о бессознательном.

Проблематика бессознательного неоднократно обсуждалась и русскими философами, включая П.Л. Лаврова, К.Д. Кавелина, М.М. Троицкого, И.Ф. Федорова и др. Многие из них пришли к выводу, что область бессознательного весьма обширна, а мотивами человеческих действий являются желания, чувства и страсти, а не воля и рассудок.

Таким образом, к началу XX в. сложилось представление о сознательном и бессознательном, сформированное не только западноевропейской, но и русской философской мыслью, а их изучение получило развитие в отдельных направлениях психологии.

Страницы: 1 2 


Рисуем домики
Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик и рассказать, кто в нем живет. Здесь приведены лишь несколько сюжетов детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Естественно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от вашей фантазии и конкретных условий. Важно только сохранить главную ц ...

Зарождение экспериментальной психологии и рефлексологии
Два направления в проблеме человека. Ткань национального самосознания пронизывали различные направления во взглядах на предназначение русского народа, на рабство и свободу человека. Их конфронтация имела социоэкономическую подоплеку. Одни выражали интересы обездоленного русского мужика. Другие – правящего строя. Идеологи которого ратов ...

Волшебные очки
Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки . Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называе ...