Человек с отклонениями в психической деятельности и его микросоциальный мир
Страница 3

Инфо по психологии » Влияние семьи на возникновение и течение психических расстройств » Человек с отклонениями в психической деятельности и его микросоциальный мир

Если у ребенка в раннем или дошкольном возрасте начинается психическое заболевание, например шизофрения, особенно на фоне опережающего ровесником интеллектуального развития больного, то родители при первых диагностических сомнениях психолога или психиатра, к которому они пришли для консультации, редко серьезно оценивают такую возможность. Обычно они игнорируют первые психопатологические проявления у заболевшего, фиксируя свое внимание на высокой одаренности ребенка в каком-либо направлении и радуясь его необычным успехам и достижениям. По мере нарастания симптомов болезни, чаще уже в школьные годы заболевшего, родители наконец осознают серьезность положения и дают согласие на лечение ребенка. В процессе лечения у родителей обнаруживается двойственное отношение к терапии. С одной стороны, они довольны исчезновением острой психопатологической симптоматики, но, с другой стороны, появившиеся начальные негативные симптомы болезненных личностных изменений и психического дефекта родители склонны расценивать как «перегрузку» лекарствами и дома, часто без ведома врача или даже вопреки его рекомендациям, снижают дозировки препаратов или полностью отменяют прием лекарств, перестают посещать психиатра и психолога, полагая, что ребенок поправился и не нуждается ни в какой помощи.

При этом часто родители требуют от ребенка не меньших успехов в увлечениях и в учебной деятельности, чем до начала заболевания. Учителя в школе, не зная о характере болезни ученика, тоже высказывают свое неудовольствие по поводу нарастания школьной неуспеваемости при его «хороших способностях», а родители еще больше усиливают к нему требования дома. Нарастание дезадаптации сопровождается и постепенной потерей прежних приятельских отношений с ровесниками.

Однако столь же неудачным оказывается паническое отношение родителей к заболеванию ребенка, с переживанием безнадежности и бесперспективности каких-либо усилий по противостоянию шизофрении. Родители могут занять в таких случаях воспитательскую позицию в стиле потворствующей гиперопеки, полагая, что они должны обеспечить ребенку сейчас все возможное и удовлетворять любые его желания, так как ему немного осталось радоваться жизни. Либо пессимистическое отношение родителей может приводить к эмоциональной изоляции ребенка в семье с сосредоточением родителей на своих личных проблемах.

В зрелые годы жизни суть взаимоотношений больного с близким кругом людей может быть примерно так же, несмотря на иное содержание, соответствующее жизни взрослого человека.

Психическое заболевание в пожилом и старческом возрасте тоже сопровождается изменением межличностных отношений больного человека с его окружением. Например, при инволюционных психозах, психозах вследствие атеросклероза сосудов головного мозга, при поздно начавшейся шизофрении очень часто ведущими психопатологическими проявлениями становятся аффективные и бредовые синдромы, при которых в сюжет бредовых идей вплетается бытовая тематика с вовлечением родственников в качестве персонажей бредовых событий. На ранних этапах болезни возникший у больного бред преследования, ревности, сутяжничества или воздействия нередко расценивается родственниками, друзьями, сотрудниками как возрастное заострение черт его характера, поэтому окружающие сначала пытаются не обращать внимания на высказывания больного или пытаются его разубедить, но постепенно, эмоционально вовлекаясь в обсуждение фабулы бреда, начинают активно противодействовать больному и конфликтовать с ним до тех пор, пока со всей очевидностью не вскроется нелепость содержания утверждений и действий заболевшего человека, после чего произойдет его госпитализация. Однако после выписки больного из больницы у окружающих людей часто остается недоверчивое и подозрительное к нему отношение, вследствие чего любые его сомнительные для окружающих иди малопонятные высказывания расцениваются ими как болезненные с попытками вновь (уже не обоснованно) госпитализировать больного, что резко обостряет и даже делает враждебными взаимоотношения больного с близкими людьми, превращая его в человека, страдающего от непонимания и одиночества.

Страницы: 1 2 3 4


Техники релаксации
Наиважнейшим понятием при занятиях релаксацией является генерализация, то есть распространение эффекта релаксации. Дело в том, что несистематические и поверхностные занятия релаксацией дают лишь временный, неполный эффект. И только регулярные занятия по правильной методике приводят к стойкой генерализации эффекта — тогда у человека стой ...

Исследование памяти у детей с ЗПР
В своей экспериментальной работе мы использовали следующие методы: Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой Цель: изучение зрительно образной памяти и умение вербализировать образы. Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурии. Цель: исследование объема слухоречевой памяти, возможности объема отсроченного воспроизведения. Методика «З ...

Профилактика депрессий и помощь в лечении
Как помочь подросткам в эмоциональном плане? Прежде всего надо постоянно помнить, что подростки — эмоционально ещё дети, находящиеся в переходном периоде своего развития. Это еще не взрослые, пусть и молодые. Их потребности, в первую очередь эмо­циональные, по-прежнему такие же, как и у детей. Одна из наиболее распространённых ошибок ро ...