Представления о психике в средние века
Страница 1

Инфо по психологии » История психологии » Представления о психике в средние века

Временные границы эпохи средних веков: нижнюю границу историки определяют по-разному: Звек (становление христианской идеологии), 5 еек (падение Римской империи), начало 6-го века (закрытие Афинской школы - последнего очага античной философии). Окончание средневекового периода относят к 15-му или 16-му веку, - периоду возрождения искусства, светской науки, открытия Америки. Общая характеристика представлений о психике в средние века:

Под влиянием христианского мировоззрения, в человеке стали выделять три начала: тело. душу и дух. а не два (тело и душу), как в античные времена. Дух - «искра Божья», душа - психические функции, помогающие духу реализовывать его предначертания, тело-материальный «сосуд».

Если во времена античности человеческое счастье определялось способностью души возвысить свой разум до постижения общемирового закона, мира идей, вселенского разума, то в эпоху средних веков установилось другое представление о причинности событий: главная действующая сила - Бог -может вмешиваться в установленные общемировые законы, добиваясь возвышения духа человека;

человеческое счастье зависит от способности души вывести духовное на передний план и подчинить свою волю воле Творца. Античная картина мира: «человек и безразличный к нему Космос», христианская картина мира «человек и всемогущий Отец, наделивший человека свободой воли, но надеющийся на то, что эту волю он соединит с волей высшей, поэтому готовый к диалогу с человеком».

Поэтому познание истины в эту эпоху связывали не с активностью рассудка, а с активностью, устанавливающую связь с Богом Человеческий разум, возведенный на пьедестал в античные времена, оценивался невысоко; его успехи в получении откровений ставился в зависимость от интенсивности веры, создающей «настройку» к подсказкам свыше. Античная мысль представляла законы мироздания незыблемыми, поэтому все изменения казались движением по кругу. Христианство видело в Боге создателя поступательного развития, переводящего мир во все более совершенные и сложные состояния. Созидающей силой, меняющей лик мира, считалась любовь. Предполагалась необходимой и надежда - настроенность на развитие и улучшения бытия. Подводя итог, можно отметить концентрацию психологических взглядов той эпохи на сферу эмоциональных и волевых явлений. Кроме веры, надежды и любви источниками благополучия человека считались смиренность, радость и непривязанность. Достичь этого можно было интенсивной духовной практикой, уничтожающей уныние, гордыню (тенденцию ставить свою индивидуальную волю превыше всего), и привязку к вещам, явлениям, людям (то есть склонность «сотворить себе кумира»).

Психологическим механизмом, создающим полноценное функционирование души, считалась рефлексия (отражение себя). Внутренний опыт считался более высоким, чем опыт внешний. Его суть -получать истинные знания - откровения - из трансцедентального источника, создавая настроенность души на дух, а через него на Бога. В эпоху позднего средневековья произошло смягчение позиции относительно допустимости внешних источников познания - органов чувств и разума. Возникла теория двух истин. Её суть - истины бывают разного уровня, их надо добывать разными путями: «высокие» истины - верой, а практические истины - исследованием мира.

Реабилитация разума в эпоху позднего средневековья привела к появлению схоластики (от слова «школа»), построенной на использования логики для создания истин. Из-за того, что материал для логических построений брался из церковных текстов, и критерии истины брались там же, результат умственных усилий оказывался искусственным, далеким от жизни, легко опровергаемым другой цепочкой рассуждений. Схоластика приобрела догматический характер, стала тормозом для развития идей.

Страницы: 1 2


Становление отечественной психологии
Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках такого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки, мы не будем подробно рассматривать историю отечественной психологии, но не можем не осветить наиболее значимые этапы ее развития, поскольку психологические шко ...

Модификации аутогенной тренировки низшей ступени
1. Модификация Мюллера-Хегеманна (1957). Основываясь на работах об обширном представительстве в корковых структурах лица (особенно языка) и кисти (особенно большого пальца), Мюллер-Хегеманн модифицировал методику Шульца, введя несколько дополнительных формул, а именно: «Лицевые мышцы совершенно расслаблены», «Челюсть отвисает свободно в ...

Психокибернетика
Термин предложил Мальц (Maltz M.) для обозначения психотерапевтического подхода (который сам автор называет телеологическим) к изменению восприятия самого себя. Методика, с точки зрения автора, является аналогом «целенаправленного поведения механических систем» и представляет собой, по существу, вариант программы аутотренинга. Основная ...