Научно-теоретические основы изучения памяти у дошкольников с ЗПР. Память и
её разновидностиСтраница 1
Важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности – это память. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы вечно в положении новорожденного.
Память определяют в психологии, как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Известный психолог А.Р. Лурия утверждает, что каждое наше переживание, впечатление или движение оставляет известный след, который сохраняется на достаточно продолжительное время и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли.
По мнению известного психолога С.Л. Рубинштейна, без памяти мы могли бы существовать мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом .
Таким образом – память это понятие многозначное и значение памяти очень велико для нормального функционирования личности. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретением знаний, формирования умений и навыков. Память есть у всех живых существ ,но наиболее высокого уровня развития она достигла у человека. Как утверждает Р.С. Немов, у человека выделяют 3 вида памяти, которые наиболее продуктивны, чем у животных:
1) Произвольная – связанная с волевым контролем запоминания.
2) Логическая – связанная с употреблением логики.
3) Опосредствованная – связанная с использованием различных средств запоминания.
Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых сейчас находится.[32].
Виды памяти
Р.С. Немов приводит несколько оснований для классификации человеческой памяти:
I деление памяти по времени сохранения материала:
- мгновенная;
- кратковременная;
- оперативная;
- долговременная;
- генетическая.
II деление памяти по преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:
- двигательная;
- образная (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная);
- эмоциональная;
- словесно-логическая.
III деление памяти по характеру участи воли в процессах запоминания:
- непроизвольная;
- произвольная.
Рассмотрим подробнее вышеперечисленные виды памяти.
Мгновенная
память по определению Р.С. Немова, это память – образ, она связана с непосредственным отражением информации только что воспринятой органами чувств без какой-либо переработки полученной информации. Ее длительность 0,1- 0,5 секунд. Кратковременная память обеспечивает сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают. Длительность удержания мнемических следов составляет примерно 20 секунд (без повторений). Из мгновенной в кратковременную память попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание [32].
Оперативная
память рассчитана на хранение информации в течение определенного заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведение этой памятью определяется задачей, которая поставлена перед человеком и рассчитан только на решение данной задачи.
Долговременная
память, по мнению Р.С. Немова, способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретенных человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности. Знания эти хранятся в обобщенном и систематизированном виде. [32].
Наличие намерения // Отсутствие намерения
По мнению Виктора Знакова намерение есть то, что может подсказать: является ли некоторый акт лживым, или же является он обманным. Если биржевой игрок сообщает информацию, что определенные акции упадут в цене, то он имеет намерение ввести людей в заблуждение. Разведчик имеет совершенно очевидное намерение обмануть своих врагов. А некотор ...
Взаимосвязь черт личности и приобладающей мотивации
Ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу относят и мотив достижения успехов, и мотив избегания неудачи.
Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающихся на особенностях других личностных черт. Каждый отдель ...
Взаимосвязь личностных интересов убеждаемого и результата
убеждения. Открытые вопросы
Открытые вопросы можно подразделить на «вопросы к желаниям» и «вопросы к проблемам». Первые нацелены на актуализацию того, что хочет человек, вторые направляют его в проблемную область, которую необходимо разрешить, чтобы удовлетворить желание.
Задав вопрос, нужно дать убеждаемому возможность полностью выговориться. Чем больше он говор ...