Личность, ее формирование, свойства и потенциалСтраница 1
Понятие «личность» используется во многих науках, но значения их схожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Сейчас говоря о человеке как о личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении – роль в «театре жизни», в обществе, среди людей. [17]Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. [12]Личность можно рассматривать как конкретного человека, представителя определенного общественного класса, коллектива, осознающего свое отношение к окружающей действительности и занимающегося общественно полезной деятельностью, наделенного индивидуальными, только ему присущими психическими чертами и свойствами.Понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. Психология, в согласии со своим предметом, связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами. Личность в психологии означает системное социальное качество человека, это главная целостная характеристика внутреннего мира человека, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. [19]Педагогику личность интересует как объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития. Психологию же личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявлений.
На формирование личности оказывает влияние целый ряд факторов. (Приложение А). Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие:
- макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности дня обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и т.д.;
- микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;
- воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы.
- деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;
- социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и прежде всего общение с другими людьми.
Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности играет биологический фактор, физиологические особенности человека, особенности общих и специфических типов высшей нервной деятельности, своеобразие морфологии мозга и т.п. Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных структур играют общение, другие виды взаимодействии человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведении и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.
Подростковый кризис
Подростковым кризисом называют период гормонального взрыва, переход из младшего подросткового возраста в старший. Кризис наступает у одних детей в 10-11 лет (у девочек), у других в 14-15 лет (у мальчиков), но наиболее часто в психологии его отмечают как кризис 13 лет. Это негативная фаза полового созревания. Кризисный период обычно прот ...
Особенности принятия решений больными олигофренией
Рассмотрим особенности принятия решений больными олигофренией.
Олигофрения
– это врожденное слабоумие, главный признак которого – нарушение интеллекта и мышления.
Это заболевание характеризуется низким запасом сведений и знаний, неспособностью к обучению, бедным словарным запасом, недоразвитием понятийного, абстрактного мышления. Для ...
«Биографические Кризисы»
«Биографические кризисы» могут не быть «привязаны» к календарному возрасту. Их возникновение и протекание очень индивидуально. В.И. Слободчиков называет их кризисами индивидуальной жизни. Самое главное – своевременно, «в зародыше» их усматривать и рационально из них «выруливать».
Некоторые основных варианты «биографических кризисов» (п ...