Руководство психокоррекционной группой
Важную роль в групповой коррекции играет поведение психолога, которое в значительной степени определяется его теоретической ориентацией. Позиция его может быть директивной и недирективной.
Основные задачи группового психолога:
1. Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, а так же разработку предложенных тем.
2. Создание в группе условий для полного раскрытия клиентами своих проблем, и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.
3.Разработка и поддерживание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.
Средства воздействия можно разделить на два вида: 1) вербальные; 2) невербальные.
К вербальным относится:
1. Структурирование хода занятий;
2. Сбор информации;
3. Интерпретация;
4. Убеждение и переубеждение;
5. Предоставление информации;
6. Постановка задачи.
К невербальным относится: минутка, пантомимика. Работа под наблюдением супервизора позволяет обратить внимание на ригидные способы решения некоторых групповых проблем психологом обсудить тактику поведения в некоторых уникальных ситуациях, которые возникают в группе.
И. Ялом (1975) выделяет две основные роли группового руководителя:
1. Технический эксперт;
2. Эталонный участник.
С. Кратохвип (1978) описывает 5 основных ролей группового руководителя:
1. Лидер;
2. Аналитик;
3. Комментатор;
4. Эксперт;
5. Аутентичная личность.
Четыре основных стиля руководства:
1. Эмоциональная стимуляция;
2. Опека;
3. Познавательная ориентация;
4. Исполнительная функция.
КО – тренеры: Часто групповой руководят два тренера. В некоторых случаях в роли КО – тренера выступает начинающий психолог, приобретающий опыт руководства группой, в других случаях профессиональнгый уровень тренера и КО - тренера одинаков.
Типичные ошибки руководителя группы:
1. Опасная тенденция использование ведущим членов группы в собственных интересах.
2. Стремление достичь своих скрытых и невысказанных целей.
3. Ориентация лишь на одну стратегию или на одни метод: может послужить основанием для недоверия группы к ведущему.
4. Отягощаемость собственными большими переживаниями, на основе чего может возникнуть потребность центрировать группу на себя.
5. Непринятие личностного эмоционального участия в группе.
Умение слушать
Умение слушать — один из главных показателей культуры человека — особо важное значение приобретает в деловых отношениях, так как один из основных принципов ведения деловых бесед и коммерческих переговоров — исключительное внимание к говорящему человеку. Если вы покажете ему, что вы заинтересованный слушатель, это будет самым приятным ко ...
«Биографические Кризисы»
«Биографические кризисы» могут не быть «привязаны» к календарному возрасту. Их возникновение и протекание очень индивидуально. В.И. Слободчиков называет их кризисами индивидуальной жизни. Самое главное – своевременно, «в зародыше» их усматривать и рационально из них «выруливать».
Некоторые основных варианты «биографических кризисов» (п ...
Фрустрация как состояние и виды реакций на неё
Фрустрация – расстройство планов, уничтожение замыслов, т.е. указывается на какую-то травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Фрустрация – состояние, которое возникает при невозможности достичь поставленную цель (реализовать мотив). Фрустрация должна рассматриваться в контексте более широкой проблемы: выносливости по отношен ...