Закономерности памяти и их проявления в профессиональной деятельности правоохранительных
органовСтраница 3
Особое криминалистическое значение приобретает особенность воспроизведения, получившая в психологии название реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. Проведенные отечественным психологом Б.К. Красильщиковым исследования выявили реминисценцию в 40, 5% опытов. Долее того, в ряде случаев наблюдалось улучшение качества воспроизведения не только во второй, но третий раз. Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием сильного раздражителя, каким может быть, в том числе и сам акт преступного посягательства на потерпевшего. И лишь после угасания этих процессов, заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидетелей и потерпевших с интервалом в несколько дней и чаще дают положительные результаты. Объем, последовательность воспроизведения во многом зависит от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий. Однако, несмотря на индивидуальные особенности личности, в каждом случае прослеживаются общие тенденции искажения воспринятой реальности.
Английский психолог Ф.Ч. Бартлетт установил закономерности, влияющие на искажение воспринятых образов при передаче перцептивной информации людьми друг другу в процессе их общения между собой. Каждый опыт с определенным постоянством подтверждал тенденцию опускать испытуемыми побочные детали. В процессе добросовестного воспроизведения выявлялось большое количество неточностей относительно расположения предметов, происходило их смещения к центру. Наблюдалась большая путаница и забывание качественной характеристики предметов, особенности их цвета, размера и формы. При воспроизведении фраз отмечалось искажение формулировок. Это позволило сделать вывод, что запоминание с воспроизведением является в большей степени реконструкцией, чем точным повторением. Данная закономерность воспроизведения является одной из причин появления слухов, формирования ошибочных мнений, добросовестных заблуждений свидетелей, иных лиц, возбуждающих исковое производство о признании сделки недействительной, совершенной под влиянием заблуждения (ст.178 ГК) и т.д.
У некоторых лиц в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление сознательно или даже бессознательно дополнить запечатленные в памяти образы элементами вымысла. Это явление чаще наблюдается у несовершеннолетних, особенно у малолетних свидетелей. Отрицательно влияет на процесс воспроизведения внушаемость, подверженность субъекта чужому воздействию без достаточно критического отношения к фактам и событиям, что также может способствовать заблуждению такого лица.
Большое влияние на качество воспроизведения оказывает также и объективные факторы: обстановка, в которой проходит допрос, формулировка вопросов следователем и некоторые другие обстоятельства.
Забывание - процесс памяти, обратный запоминанию и сохранению. Забывание тем активнее, чем реже усвоенный материал используется человеком в своей деятельности. На забывание действует и другие факторы: ослабление интереса к усвоенному материалу, нервно - психическое перенапряжение деятельности, употребление алкоголя или наркотиков, недостатка сна. Также влияет на забывание проактивное, ретроактивное торможение. Забывание - негативный процесс, так как люди часто жалуются на забывание и испытывают трудности в припоминании чего - либо. Это действительно так, но у забывание есть и своя положительная сторона. Она проявляется в том, что благодаря забыванию человек освобождает свою память для запоминания и сохранения новой информации. Кроме того, забывание бывает полезно, если речь идет о вещах, которые человеку нежелательно помнить для поддержания нормального существования, например о таких событиях, которые его психологически травмирует и порождает у него чувство тревоги.
Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школы
Краткая аннотация
Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем возникающих в здоровье и жизни человека носит психологический характер. Поэтому практическая опора на психологические знания в их разрешении очень актуальна. Особенно это важно в процессе педагогической деятельности.
Проблема охраны психического здоровья детей ...
Значение эмоций.
Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются.
Когда взрослый предлагает ребенку задание, он объясняет, зачем оно выполняется, т.е. мотивирует необходимость деятельности. Однако то, что выдвигает в качестве мотива взрослый, далеко не сразу становится мотивом действия ребенк ...
Пятифакторная структура личности
Название фактора
Положительный полюс
Отрицательный полюс
1. Экстраверсия
Общительность, напористость, высокая активность
Спокойствие, пассивность, сдержанность
2. Доброжелательность
Доброта, доверчивость, теплота
Враждебность, эгоизм, недоверчивость
3. Добросовестность
Организованность, основательн ...