Дауншифтинг на Западе и в России
Как социальное явление дауншифтинг набирает силу. Масштабное исследование, проведенное Australia Institute, показало, что за последний десяток лет около 23% жителей самого маленького континента перешли на более скромный уровень жизни.
Наибольшее развитие дауншифтинг получил в США и Австралии. Согласно недавним опросам общественного мнения, более 30% процентов американцев и 26% австралийцев уже сделали свой шаг в этом направлении.
А австралийские дауншифтеры уже начали объединяться в Союзы, помогая друг другу добиваться новых целей. Их общая задача – к 2015 году обратить в свою веру каждого второго австралийца.
В Европе охват населения дауншифтингом примерно вдвое меньше, чем в Австралии. Относительно же России можно пока говорить о 4-5%, при большем росте числа дауншифтеров в последнее время. Можно сказать, что чем выше средний уровень жизни в стране, тем больше людей пересматривают своё отношение к карьере, заработкам и уровню дохода.
Но насколько такая позиция актуальна в России? Многие считают несколько преждевременным разговор о дауншифтинге как о социальном явлении, потому что это понятие связано с индивидуальными качествами и потребностями человека. В России общий уровень материального благосостояния настолько низок, а общая экономическая ситуация настолько нестабильна, что полностью отказаться от карьеры могут себе позволить только очень богатые люди. А раз таких людей единицы, то говорить о массовости явления не представляется возможным.
Не стоит забывать, что на Западе, где и был открыт этот феномен, в дауншифтеры идут представители довольно высокоплачиваемого среднего класса. Как говорят статистики, необходимым условием для такого переустройства своей жизни является определенная финансовая независимость; поэтому дауншифтерами становятся, в основном, профессионалы среднего класса, которые могут позволить себе определенную потерю дохода.
А в условиях известной нам России эта фраза звучит несколько академически; если не просто печально. Перед тем, как нам говорить о дауншифтерах, хорошо бы сначала начать хорошо оплачивать простой труд этого самого среднего класса: врачей, учителей и так далее. Пока нет стабильного среднего класса в европейском смысле этого слова, спускаться вниз у нас попросту некому.
О дауншифтинге в России пишут все больше и больше. Недавно в Интернете появился первый сайт российских дауншифтеров. Философия отказа от карьеры, от бесконечного потребления, от демонстрации своего высокого статуса, уровня жизни постепенно обретает свою популярность и в нашей стране. Тысячи наших соотечественников уже стоят перед выбором.
Не стоит считать, что в нашей стране дауншифтинг возник лишь как дань моде, как результат подражания. Ценности спокойного и гармоничного существования нашим людям по-прежнему более близки, чем карьера, статус и высокие финансовые показатели. Приоритет спокойствия и гармонии устоял в России даже под натиском прозападного влияния, которое испытала страна в 1990-2000 годах. Большинству российских дауншифтеров – 35-45 лет. Это люди, которые очень много работали в эпоху перестройки и на заре рыночной экономики ради выживания своих семей.
Таким образом, мы можем говорить о несомненной популярности данного движения на Западе в силу того, что в хорошо развитых странах, есть достаточное количество людей, которые могут себе позволить остановиться и задуматься о чем-то большем, чем карьера и доходы. В России же пока не дотянули до такого уровня развития, чтобы остановиться. Мы еще слишком увлечены погоней за «длинным рублем», так как долгое время его не видели. В нашей стране отказ от больших денег считается «показухой» и фальшью и мало кто пока рискует уходить от успеха к проблемам своего внутреннего мира.
Пятифакторная модель личности
В факторных теориях личности рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.
Создание пятифакторной модели личности, как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделе ...
Семья как институт социализации
Специфика семьи как социального института состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой — как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, во-первых, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний куль ...
Поздняя зрелость: эго – интеграция – отчаяние
Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится прис ...