Введение

Поразительный феномен жизни, самое удивительное сокровище мира – это мыслящий разум. Он принадлежит своему носителю – человеку, составляя неотъемлемое свойство его мозга. Вместе с тем с помощью разума человек «выходит» за пределы самого себя, за пределы своего внутреннего мира, проникает в прошлое и грядущее – в то, чего уже или еще нет, вторгаясь в дали космоса и глубины микромира, куда еще не может проникнуть физически. Разум мысленно рассекает все на составные части, обнаруживая перед человеком внутреннее содержание вещей. Управляя руками людей, разум творит мир культуры, мир очеловеченных вещей и процессов, в которых воплощена и опредмечена сила мысли.

С переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Животное в своем поведении не может выйти за пределы чувственного опыта и реагировать на абстрактное, в то время как человек легко усваивает абстрактный материал и реагирует не соответственно своему наглядному прошлому опыту, а соответственно этому отвлеченному. Он не только накапливает свой наглядный опыт, но и усваивает общечеловеческий опыт, сформулированный в системе отвлеченных понятий. Это способствует глубокому проникновению в сущность вещей и их отношений. Но ни одно явление сознания невозможно объяснить вне учета реального контекста жизни человека, который всегда включен в определенную систему социально-исторических отношений.

Фундаментальной особенностью человеческого сознания является переход за пределы наглядного, непосредственного опыта. Образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту.

Рассмотрим проблему возникновения сознания, начиная с самого начала, с возникновения жизни на планете Земля.


Развитие личности в условиях депривации. Понятие депривации
Депривация – это динамическое состояние, возникающее в жизненных ситуациях, где субъект лишен возможностей для удовлетворения основных (жизненных) потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени. А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых рассматривают депривацию как «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных ...

«Как предупредить и сдержать аффект»
• Начните немедленно считать в уме до десяти, не предпринимая никаких ответных действий. • Призовите все свое умение владеть собой, используя самоприказ, самоубеждение, самовнушение. • Внушайте себе: «Я спокоен», «Я владею собой». • Немедленно подумайте, что все это ничто по сравнению с настоящим горем. • Вывести человека из состоян ...

Современные представления о привязанности. Факторы, влияющие на формирование привязанности
Отношения между матерью и ребенком в раннем возрасте зависят от взаимодействия сложной многокомпонентной системы факторов, каждый из которых играет большую роль в реализации врожденных программ поведения ребенка. В первые месяцы жизни младенец растет и развивается в условиях психофизиологического «симбиоза» с матерью. С физиологической ...