Учение А.Н. Леонтьева

Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева:

психология – это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов;

объективным критерием психики является способность живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) воздействия;

абиотические воздействия выполняют сигнальную функцию по отношению к биологически значимым раздражителям:

раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия, а чувствительность – это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами;

в эволюционном развитии психики выделяются три стадии: 1) стадия злементарной сенсорной психики, 2) стадия перцептивной психики, 3) стадия интеллекта;

развитие психики животных – это процесс развития деятельности;

особенностями деятельности животных являются:

а) вся активность животных определяется биологическими моделями;

б) вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций;

в) основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида;

г) у животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т.е. в форме материальной культуры;

деятельность субъекта является тем содержательным процессом, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром и который опосредует связи между объектом и воздействующим на него субъектом;

деятельность человека включена в систему общественных отношений и условий;

основной характеристикой деятельности является ее предметность; деятельность определяется предметом, подчиняется, уподобляется ему;

деятельность – это процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять ему свои жизненно необходимые потребности;

сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть введено в деятельность субъекта;

поведение, деятельность нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения, сознания и деятельности);

деятельность это активный, целенаправленный процесс (принцип активности деятельности);

действия человека предметны; они реализуют социальные цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).


Структурные способы преодоления конфликтной ситуации
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Руководитель должен начинать управление конфликтом с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. К структурным методам относятся: ü Разъяснение требований к ...

Связь сплоченности группы и эффективности работы
Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Однако далеко не всегда данная закономерность является универсальной. Зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов будет определяться также тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высок ...

Иппотерапия как метод реабилитации детей - инвалидов
Использование лечебной верховой езды (ЛВЕ) – иппотерапии – для реабилитации детей, имеющих физические или умственные ограничения, это высокоэффективное и уникальное реабилитационное воздействие на физическую и психическую сферу ребёнка. Принципиальное отличие ЛВЕ от всех других видов лечебной физкультуры заключается в том, что она обесп ...