Свойства и закономерности
Страница 1

Инфо по психологии » Восприятие » Свойства и закономерности

Гештальта законы- гештальтпсихологи обнаружили факторы (законы гештальта), влияющие на перцептивную организацию зрительного поля, законы, по которым отдельные элементы объединяются в единое целое (фигуру) и фигура выделяется из фона. Таких законов было открыто более 100. Приведем несколько примеров таких законов.

1. Закон сходства: в фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, размеру, текстуре и пр. Тот факт, что крест (рисвос-принимается мгновенно (фигура) и продолжает видеться неизменно, иллюстрирует действие того фактора, что крест состоит из качественно одинаковых элементов.

2. Закон близости: чем ближе (при прочих равных условиях) объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы (фигуры).

3. Закон "хорошего продолжения": элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринимаются как единая фигура- группируются. Участки линий на рис.17 группируются так, что А объединяется с Д, аС с В, а не А с В и С с Д, потому что первые пары образуют друг с другом плавный контур.

4. Закон "хорошей линии": фактор определяет избирательность восприятия двух или более пересекающихся или касающихся линий (рис. 18). Воспринимается прежде "хорошая линия" (которую нельзя упростить путем изменения восприятия). В данном случае прежде воспринимается прямая линия (б), потом - фигура (в), а не (г) и (д).

5. Закон замкнутости: чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы - квадрат, круг, "рыбку". Такие замкнутые контуры обладают сильным приоритетом в зрительной организации.

6. Закон установки: если человеку предъявлять изображение, которое с равным успехом может быть принято как число 13 или как буква "В", то, если этот знак предъявляется в ряду чисел, воспринимается как 13, а если в ряду букв - то как "В".

7. Прошлый опыт. Человек предпочитает воспринимать то, что уже ранее воспринимал. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например: со-бакаестмясо или кошкаловитмышей), так как легко распадается на знакомые слова. Если то же сделать на незнакомом языке, то, естественно, такой организации не произойдет.

На основе законов гештальта были выработаны свойства восприятия.

Предметность восприятия - способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру (предмет) на фоне. Это свойственно в равной мере и животным. Исследования американских психологов Лешли и Клювера показали, что если научить животное (крысу) реагировать на фигуру черного треугольника на белом фоне, то оно способно сразу же реагировать на белый треугольник на черном фоне, на треугольник, намеченный штрихами или точками. Предметность не является врожденным свойством восприятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (И.М. Сеченов). Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона.

Целостность восприятия - особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. Это некоторое целое, в котором каждая часть зависит от окружения. Нос, например, воспринимается длинным или коротким лишь в составе лица. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Целостность восприятия проявляется также в зрительных иллюзиях (иллюзия стрелы и др.). Образ восприятия имеет высокую избыточность - некоторые компоненты образа содержат информацию не только о себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Поэтому качество восприятия зависит от предвосхищения актуально не воспринимаемых частей объекта.

Отечественная психология рассматривает целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому предмету, а не как изначальное свойство восприятия в гештальтпсихологии. Целостность - не изначально заданное свойство, она формируется в предметной деятельности человека.

Структурность восприятия — расчлененность и специфическая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структура). Человек воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструментах воспринимается как одна и та же. Структурность восприятия проявляется в двойственных изображениях (рис. 20). В них фигура и фон могут меняться местами, происходит переструктурирование.

Страницы: 1 2 3


Разработка теста для исследования уровня креативности менеджеров по рекламе
Для разработки теста для исследования уровня креативности менеджеров по рекламе мы использовали следующие ранее разработанные методики: 1. Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А.Н. Воронина, взрослый вариант) – тест позволяет сделать выводы о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности. 2. Тест ...

Развитие практической психологии и педологии в 20—30-е гг
Исследования детского развития продолжались и после 1917 г., так как, в отличие от философов, ведущие ученые, занимавшиеся этими проблемами, не эмигрировали и не были высланы из страны. Однако уже в первые годы советской власти появились новые имена и новые проблемы, главной из которых была задача построения современной, марксистской пе ...

Эмоциональное развитие в раннем детстве
Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно переживает. Его не волнует то, что ждет его в будущем, например, подарок или наказание. Желания неустойчивы и быстро переходящи, все желания обладают одинаковой силой (еще отсутствует соподчинение мотивов). Характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с желаниями реб ...