Социально-психологические аспекты межличностных отношений в сфере
физической культуры и спорта. сихологические особенности межличностных
отношений в группеСтраница 3
Рассмотренные выше психологические факторы общения характеризуют межличностные отношения с позиции отдельного субъекта, конкретного человека, хотя и проявляющиеся в совместной деятельности. Совершенно очевидно, что общение, межличностные отношения в группе знакомых людей иное, нежели в группе совершенно незнакомых. То же самое можно сказать и о численности групп: общение с группой в 100 человек и общение трёх человек также. различны. Наконец, есть и иная сторона общения. Сравните общение с директором и общение с другом или подругой, общение в спортивной команде и общение в семье. Рассмотрим основные критерии, используемые психологами для характеристики факторов межличностных отношений в различных группах.
Бывают условные и реальные группы:
Условные группы иногда называют статистическими, поскольку отнесение людей к той или иной группе чаще всего предпринимаются с некоторыми исследовательскими, описательными задачами, а люди, включённые в эти группы, могут ничего не знать друг о друге. Например, это группы по демографическим, национальным, этническим признакам.
Реальные группы образуются в связи с временными или постоянными совместными действиями, характеризуются наличием общих целей этих действий, степенью вклада каждого члена группы в продукт совместных действий и общение по этому поводу. В реальной группе обязательно существует общение, оценка, "общий язык", обеспечивающий взаимодополнение компетентности: интеллектуальной, эмоциональной, волевой и т. п. Если механизмы общения не соответствуют задачам группы, то возможен кризис или её распад [28].
Численность группы. Практика показала, что принципиальное отличие относительно численности групп позволяет выделить две категории: большие и малые группы. Большие и малые группы могут быть случайными (болельщики на стадионе, зрители) и не случайными (специально организованными).
Оптимальной по численности для совместных действий считается для большинства случаев группа 5-9 человек. Здесь наилучшим образом используются возможности проявления как групповой, так и индивидуальной психики. В большинстве случаев спортивные команды насчитывают от 2 до 15 человек.
Большие группы — это группы с численностью более 40 человек. Психология больших групп (более 40 человек) изучается сравнительно недавно. Объектом изучения являются традиции, права, обычаи, психические особенности, специфика использования и воздействия средств массовой коммуникации, транспорта и т. п.
Малые группы — это группы от 2 до 40 человек. Группы два человека считаются особыми и не всегда включаются как объекты изучения межличностных отношений. Особую сторону психических явлений в малых группах составляют связи малой группы с социальным окружением. Психологически важным для характеристики малой группы считается наличие контакта с другими членами группы. Формирование успешной спортивной команды из двух человек — одна из трудных задач спортивной психологии [23].
Формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) группы отличаются закреплением отношений. Как правило, для формальных групп характерно документальное оформление взаимных обязательств, списочного состава и т. п. При этом может случиться так, что человек входит в группу, но не поддерживает её норм, ценностей. для него данная группа является лишь группой членства. А другая группа, интересы, нормы, взгляды и ценности которой он поддерживает, является для него референтной.
По степени организованности действий группы разделяют на диффузные, ассоциации, корпорации, коллективы.
Диффузные группы характеризуются наличием целей, никак не связанных с совместной деятельностью, но имеющие возможность установления контактов благодаря совпадению времени и места своих действий.
Ассоциации — группы людей, у которых совпадает род занятий, располагающий предпосылками для будущей совместной деятельности. Обычно такие группы создаются в начале обучения.
Корпорации — замкнутое на самом себе объединение людей, построенное на взаимных интересах каждого из его членов. Состав группы необходим и достаточен для решения определённых личных интересов каждого.
Коллективы — группы людей, организованных и сплочённых ради совместной деятельности с отчётливыми социально значимыми мотивами (трудовые, учебные, спортивные, творческие, научные и т.п.) и отличающиеся добровольным принятием этих мотивов [28].
Учение о поведении
В этот исторический период наряду с направлением, выступавшим под названием психологии, в России успешно развивалось еще одно направление, отличное от первого, но оказавшее огромное влияние на мировую научную психологию и произведшее революционный сдвиг в способах причинного объяснения взаимодействий целостного организма со средой.
Это ...
Подростковый кризис
Подростковым кризисом называют период гормонального взрыва, переход из младшего подросткового возраста в старший. Кризис наступает у одних детей в 10-11 лет (у девочек), у других в 14-15 лет (у мальчиков), но наиболее часто в психологии его отмечают как кризис 13 лет. Это негативная фаза полового созревания. Кризисный период обычно прот ...
Фрейд и его последователи
Обычно о нем говорят, будто он самолично открыл секс и его имя у второсортных писателей стало даже чем-то вроде синонима всего сексуального. Надо заметить поэтому, что сексуальные представления вовсе не являются "фрейдовскими", а принадлежат тому лицу, у которого они возникают. Если что и является фрейдовским, то это понимание ...