Психология деятельности тренера
Страница 1

Инфо по психологии » Социальная психология » Психология деятельности тренера

Структура педагогической деятельности тренера включает в себя следующие элементы: мотивация — средства — результат.

Мотивация включает в себя потребность, мотивы, направленность, ценностные ориентации.

Для успешно работающих тренеров характерна высокая выраженность следующих показателей мотивации:

- потребности в профессиональной деятельности;

- мотивы достижения (а не избегания неудачи);

- направленность на взаимодействие с другими людьми и на саму деятельность (а не на себя);

- ценностные ориентации - «интересная работа», «личностный рост», «межличностные контакты и общение», «профессиональные качества», «известность».

Психологические средства деятельности образуют две подструктуры:

- способностей к тренерской деятельности (мастерства - знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств - познавательных процессов, свойств темперамента, черт характера);

- способов деятельности (ее стратегий и индивидуальных стилей). Результат профессиональной деятельности включает в себя:

- успешность - по показателям оценки продукта деятельности тренера - образовательной, воспитательной, оздоровительной и соревновательной;

- удовлетворенность деятельностью.

Специфика педагогической деятельности тренера. Специфика педагогической деятельности:

1. Изменяющийся объект деятельности тренера - ученик (человек в его постоянном развитии).

2. Высокая степень ответственности за результат деятельности.

3. Зависимость успеха как от отношения педагога к ученикам, так и от отношения занимающихся к педагогу

4. Яркая выраженность творческого характера.

5. Частые эмоциональные переживания, которые могут приводить к значительным нервным перегрузкам.

Деятельность тренера имеет ряд существенных отличий даже по сравнению с деятельностью учителя физической культуры. Специфика деятельности тренера:

1.Сильнее выражена его спортивная специализация.

2.Частые поездки и деятельность в непривычных условиях (например, соревнования на чужом поле, при минимальном комфорте, в отрыве от семьи).

3.Необходимость широкого общения (с учащимися, с администрацией, с коллегами, с родителями учащихся, с судьями на соревнованиях, с членами и руководителями других команд, с журналистами),

4.У спешность деятельности определяется не по его достижениям, а по спортивным достижениям его учеников.

5.Высокая конкурентность (тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как успешность его деятельности более очевидна для посторонних).

6.Высокий уровень эмоционального напряжения на соревнованиях.

7.Относительно высокая вероятность получения травм (при показе, страховке и т.д.).

8.Нерегламентированный характер деятельности.

9.Вероятность «потерять» ученика, в том числе - перспективного (спортсмен имеет возможность поменять тренера).

10.Противоречия ожиданий от учеников тренера: руководство и болельщики - высоких спортивных результатов, а родители (иногда и сами спортсмены) прежде всего - воспитательного эффекта и улучшения здоровья.

Содержание профессиональной деятельности тренера по спорту

Задача деятельности - это «цель, поставленная в конкретных условиях» Цель педагогической деятельности реализуется посредством постановки таких задач, как обучение (формирование необходимых знаний, умений и навыков) и воспитание (формирование жизненно необходимых свойств личности). Эти задачи являются общими для всех видов педагогической деятельности. В спортивной деятельности существуют специфические (особенные) задачи:

- выявление предельных возможностей человека;

- улучшения здоровья занимающихся;

Эти две задачи, в связи со спецификой спортивной деятельности, нередко выступают как антагонистические.

Итак, основными задачами деятельности тренера являются: образовательная, воспитательная, оздоровительная и соревновательная, которые должны осуществляться более или менее равномерно.

Функции тренерской деятельности:

Главными функциями профессиональной деятельности тренера являются обеспечение тренировочного и соревновательного процесса своих спортсменов (это главные функции). Однако эти глобальные функции осуществляются посредством более конкретных и более частных функций, таких, как:

Страницы: 1 2


Психологическое переживание старения и старости
Развитие человека продолжается и в старости. Для многих людей, приближающихся к 60 годам, становится очевидной необходимость рефлексировать жизненный путь с точки зрения оценки его реализованности и оценки перспектив на будущее. Типичными размышлениями этого времени считаются такие: § «как летит время», § «как быстро прошла жизнь», ...

Эклектические теории эмоций
Эти теории представляют нам совершенно новые модели эмоций, которые объединяют все ранее представленные учения в некий собирательный "букет" разнородных принципов и идей современных зарубежных исследователей психологии эмоций. В этот "букет" входят следующие модели эмоций: "Функционалистская" концепция Кам ...

Рефлексология
Принципиально новый подход к предмету психологии сложился под воздействием работ И.П. Павлова (1859 – 1936) и В.М. Бехтерева (1857 – 1927). Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Поэтому она и считала в те времена своим предметом продукты деятельности этих органов – ощущения. Павлов и Бехтерев обратились ...