Общая психологическая подготовка. Помощь тренерам в обучении
технике спортивных упражненийСтраница 1
Психологические рекомендации повышения точности движений
при обучении спортивной технике:
1. Отключение зрения при запоминании амплитуды движений в элементах техники.
2. Выполнение пассивных движений.
3. Разнородность амплитуды при ее запоминании; задание спортсмену - ощутить различия амплитуды движений.
4. Запоминание амплитуды движения с отягощением (если она недостаточна) и в облегченных условиях (если она чрезмерно велика).
5. Дифференцированное оценивание величины амплитуды движений (после каждой попытки называется направление и величина ошибки).
Использование идеомоторной тренировки при обучении спортивной технике.
Наряду с реальной, существует изометрическая тренировка (если спортсмен, без видимых движений, в любом положении тела, напрягает и расслабляет мышцы. Но существует и такая тренировка, при которой, так же в условиях покоя, спортсмен даже не напрягает мышца. Он только представляет движение. Такое представление движений называется идеомоторной тренировкой.
Идеомоторная тренировка имеет следующие разновидности представлений выполнения того или иного упражнения:
- себя со стороны;
- себя извне;
- другого конкретного спортсмена;
- абстрактного спортсмена;
- схематичных линий (туловища, конечностей и головы человека);
Функции идеомоторной тренировки:
1. Программирующая - направлена на изучение спортивной техники. Наряду с известными пятью шагами обучения техники спортивных упражнений (по Н.М. Моисееву) рекомендуется использовать еще один шаг -представление данного упражнения. Для этого тренер отводит специальное время. Рекомендует спортсменам закрыть глаза и предлагает представить разучиваемое упражнение (или его элемент), акцентируя внимание на наиболее трудных моментах.
2. Регулирующая функция имеет два направления - на совершенствование техники и - на регуляцию психических предстартовых состояний. Совершенствование техники осуществляется в процессе всей спортивной карьеры (абсолютно правильной техники никогда не добиться; изменяются условия в которых предстоит выступать спортсмену). Регуляция психических предстартовых состояний основана на механизме переключения внимания с результата предстоящего выступления; (мысли о котором могут вызвать чрезмерное волнение) на его процесс.
3. Тренирующая функция - направлена на формирование некоторых физических качеств. Понятно, что общую выносливость развивать с помощью представления движений (например, бега) невозможно. Легче всего развивать некоторые элементы ловкости - координацию движений, их точность.
Способы активизации спортсменов на тренировочных занятиях.
В подготовительной части занятия:
Избегание типичных ошибок при постановке задач урока:
- тренер вместо задач называет тему занятия или перечисляет упражнения, то есть чем ученики будут заниматься;
- задачи не соответствуют уровню подготовки спортсменов;
- задачи не соответствуют потребностям учеников;
- задача не достижима за один урок. В основной части занятия:
1 .Проведение открытых уроков.
2.Использование соревновательного метода, в том числе - постоянного соревнования «от занятия к занятию»).
З.В процессе занятия привлекать помощников из числа учеников. 4.Подчеркивать прикладной аспект каждого из упражнений. 5.Использование музыкального сопровождения.
б.Использование группового метода обучения (ученики одной группы контролируют выполнение заданий спортсменами другой группы). В заключительной части занятия.
Оптико-геометрические иллюзии
Иллюзии - это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исслед ...
«Как предупредить и сдержать аффект»
• Начните немедленно считать в уме до десяти, не предпринимая никаких ответных действий.
• Призовите все свое умение владеть собой, используя самоприказ, самоубеждение, самовнушение.
• Внушайте себе: «Я спокоен», «Я владею собой».
• Немедленно подумайте, что все это ничто по сравнению с настоящим горем.
• Вывести человека из состоян ...
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
в школе
В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу. Однако в отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимо ...