Техника преодоления кризисной (тупиковой) ситуацииСтраница 1
Эта техника применяется в рамках НЛП, когда человек уже использовал все возможности и не знает, какой сделать следующий шаг. Это может быть представлено словами: «Я не знаю, что делать дальше…», «У меня нет выбора…», «Я в тупике…» Иначе – когда человек не способен выбрать хоть какую-то цель, к которой он мог бы стремиться, и при этом понимает, что ему нужно что-то сделать.
1. Определите ситуацию, в которой существует проблема выбора или тупик.
2. Предложите клиенту вспомнить ситуацию в прошлом (в детстве), в которой предстояло сделать выбор, выбор был сделан, и, как оказалось в дальнейшем, успешно. Из точки «настоящее» на линии жизни определить, какой ресурс помог бы в прошлом сделать шаг вперёд, не создавая проблемы выбора, то есть какой ресурс тогда, в прошлом, помог бы прожить ту ситуацию само собою комфортно, не акцентируясь на проблеме или тупике.
3. Предложите клиенту наделить «себя» в прошлом надёжным ресурсом («заякорите» его), и, встав на точку «прошлое», сделайте шаг в «настоящее». Проведите «экологическую проверку»; если нужен ещё какой-либо ресурс, проделайте вновь шаг №2.
Шаги 2 и 3 научают человека тому, что:
– не бывает безвыходных ситуаций;
– «настоящее» – это «будущее» «прошлого», и оно как опыт зарождается в ситуации выбора;
– ресурс, нужный человеку, всегда находится в самом человеке.
Всё это проговаривается человеку в точке «настоящее» с обращением к «будущему» с настройкой на то, что всякое будущее обязательно станет настоящим и прошлым. Если в этот момент клиент даёт позитивные реакции (особенно это важно при суициде),– это хороший знак к тому, что появилась вера в разрешение проблемы.
4. Встав в точку «будущего» (спиной к «настоящему»), предложите определить, какие задачи будут стоять перед клиентом, какие планы он будет строить, какие перспективы он может для себя представить (клиент может начать сопротивляться, тогда используйте рамку «как бы»).
5. Из точки «будущее» (как «настоящее») определите, какие ресурсы нужны в «настоящем» (как «прошлом»), чтобы задачи и планы в будущем могли бы воплотиться. В метапозиции «якорите» ресурсы.
6. В точке «настоящее» проведите экологическую проверку.
7. Подстройка к будущему. Какой следующий шаг сделает клиент?
Упражнение: «Замена фрустрации гибкостью»
1. Нетворческая ситуация. Вспомните ситуацию, в которой вы повели себя недостаточно творчески. Войдите в эту ситуацию, задержитесь в ней, чтобы понять, какие чувства вас посещают. Назовите эти чувства. Это могут быть слова: «смущённый», «испуганный», «неспокойный», «поражённый» и т.д.
2. Позиция наблюдателя. Отойдите от этой ситуации и спокойно наблюдайте за собой со стороны (из метапозиции). Это позволит вам собрать о себе достаточно информации – как осознанно, так и на подсознательном уровне.
3. Выберите чувства. Наблюдая за этой сценой, спросите себя, какие чувства вы бы желали испытывать в той ситуации, назовите их: например, «спокойствие», «компетентность», «сосредоточенность», «выдержка» и т.п.
4. Проверьте новое поведение. Имея данные позитивные чувства, представьте себя в различных поведенческих проявлениях, заключённых в рамку данной ситуации, позволяющих вам познать, испытать желаемые чувства. Прорепетируйте в трёх разных ситуациях, при необходимости вносите поправки.
5. Ассоциируйтесь с поведением, о котором вы подумали в первую очередь, представьте, что, находясь в той ситуации, вы именно так себя ведёте, уясните себе свои чувства. Насколько сильно такое поведение пробуждает ожидаемые вами чувства? Войдите в новое поведение, испытайте его и проверьте, в какой степени оно вызывает в вас избранные вами чувства.
6. Планирование будущего. Сделайте так, чтобы новое поведение стало автоматическим – создайте сигнал («триггер»), который появится в начале такой ситуации.
Поскольку выше использованы некоторые термины, которые имеют в НЛП вполне определённый смысл, следует объяснить их.
Причины конфликта.
Отметим, что из всей типологии конфликтов нас интересуют те, что проходят на социально - психологическом и отчасти индивидуально- психологическом (личностном) уровне. В первом случае исследуются психологические механизмы осознания противоречивых ценностей, норм, ориентаций и целей индивидов и групп в процессе их совместной деятельности, ...
Дифференциальные теории базовых эмоций
Теория дифференциальных эмоций восходит к богатому наследию зарубежных теоретиков, которые внесли немалый вклад в определение базовых эмоций.
В число таких ученых по базовым эмоциям вошли концепции Уильяма Мак-Дугалла, Вудвортса, Гарольда Шлоссберга, Роберта Плутчика, Силвана Токинса и Кэррола Изарда. Все эти ученые, представляя различ ...
Профилактика и лечение депрессий. Специфика поведения
подростков, страдающих скрытой депрессией
Различают активную и реактивную депрессию. Активная вызывается психическими и общими заболеваниями. А реактивная депрессия связана с тяжелыми жизненными ситуациями: неудачами, обидами, смертью близких людей, сопровождается тягостными переживаниями, страхами. Ребенок становится мнительным, мрачным, необщительным, пессимистически ко в ...