Функционалистическая концепция Кампоса
Согласно этой модели, эмоция представляет "попытку индивида установить, сохранить, изменить или закончить взаимоотношения между индивидом и окружающей средой по значимому для индивида поводу", - пишет Кампос.
При этом отмечается, что можно говорить о четырех источниках значимости воздействия, благодаря чему, собственно, и возникает эмоциональный ответ:
отношение воздействия к нашим целям, к тому, что мы хотим;
социальные ответы значимых других;
гедонистический тон воздействия;
воспоминание о чем-то подобном в прошлом.
Отсюда в диагностике эмоций приобретают значение позитивно - негативная шкала и уровни возбуждения, а также гедонистический тон. Подобный подход Кампос встречает в работах Нико Фрижды, где также эмоции рассматриваются как динамическая интерактивная связь между индивидом и внешним окружением, наиболее очевидно обнаруживаемая в планах и действиях человека.
Вообще, в исследовании Кампоса эмоциональные явления рассматриваются как своеобразный комплекс, состоящий из таких компонентов, как "стремление или намерение", "оценка", "готовность к действию", "природа переживания", "когнитивные образы ситуации", "субъективное значение эмоции" и другие [3; 54].
Социально-конструктивистская концепция Саарни - Кемпера
В свою очередь, в модели эмоций созданной в 1999 году Кэролин Саарни и Кемпером подчеркивается, что мы усваиваем в социальном процессе то значение, которое мы затем придаем нашим переживаниям в определенных контекстах, благодаря развитию познавательных способностей. Это придает эмоциям, по мнению Саарни, весьма индивидуализированный характер. В отличие от более унифицированного конструктивистского понимания социокультурного порождения эмоций Льюиса и Микелсона, Кэролин Саарни подчеркивает активную, творческую роль индивида в порождении эмоционального переживания и его понимания в контексте собственного опыта и собственных способностей. При этом она рассматривает свою модель как своеобразную интеграцию подхода Лазаруса и конструктивистских взглядов [3; 54 - 55].
Направления тестирования
Идея квантования как отрезка различения была очень эвристичной. Ее восприняли и стали применять для разработки объективных методов оценки практически во всех направлениях психологии.
В основе метода объективной психологической оценки лежит тест (или проба), который может представлять собой: 1) стимул определенной модальности[2], если э ...
Приложения
Опросник Леонгарда (Шмишека)
Инструкция: ниже даны вопросы, касающиеся особенностей Вашего поведения и характера. Если Вы согласны с данным утверждением (да), поставьте в бланке ответа в клетке с соответствующим номером знак «+», если не согласны (нет) – знак «».
1. Ты обычно спокоен, весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчае ...
Проблема формирования культуры профессионального мышления в теории и
практике подготовки учителей. Состояние сформированности
культуры профессионального мышления у учителей
По мнению А.И. Пискунова, главной функцией школьного учителя является «максимальное обеспечение развития всех сторон личности ребенка, подростка, юноши, нравственного, в самом широком его понимании, эстетического, физического, интеллектуального с учетом индивидуальных возможностей, интересов и склонностей, что в совокупности и составляе ...