Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языкаСтраница 2
2) учет индивидуальных различий школьников;
3) возрастающая роль самостоятельной работы учеников;
4) оптимальное использование различных дидактических пособий при подборе материалов.
Такой же подход к выполнению разно-уровневых заданий предложен в книге «Развитие личности в обучении», где сформулированы следующие требования к проведению проверочных и контрольных работ:
1. Отсутствие травмирующих факторов при выполнении работы:
а) учитель имеет право подойти к ученику, который испытывает затруднения при выполнении работы;
б) если ученик не успевает закончить работу за то время, которое отведено на нее, то ему дается дополнительное время.
2. При проведении проверочной работы фиксируется время ее выполнения каждым учеником.
Проверочные и контрольные работы составлены исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся I–IV классов по русскому языку и предусматривают проверку знаний, умений и навыков учащихся на трех основных этапах обучения: первичное усвоение материала, последующее его закрепление и активное оперирование усвоенным материалом. Наряду с традиционными видами проверочных работ – диктантом, списывание и т.д. – предлагаются работы разно-уровневого характера и тесты.
Для проверки первичного усвоения на первом этапе сформулированы простые задания, рассчитанные на 5–10 мин позволяющие учителю сразу определить степень понимания учебного материала. Ниже приведены соответствующие работы по теме «Алфавит» (I класс).
Работа 1.
1-й уровень
Запиши первые десять букв алфавита.
2-й уровень
Продолжи алфавит: л, …, …, …, ц.
3-й уровень
Расшифруй слова, используя алфавит: и, а, з, т; т, о, г, с, ь; т, о, н, е.
Работа 2.
Напиши ряд букв, исправь ошибку: а, в, б, д, е, ж.
2-й уровень
Выпиши из слов ёлки, маяк, лес, сугроб, гласные буквы в алфавитном порядке.
3-й уровень
Запиши гласные буквы в алфавитном порядке.
Для проверки прочности закрепления изученного материала на втором этапе предлагаются более сложные задания, включающие материал на повторение.
Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы. Только такая самооценка может поддерживать стремление работать самостоятельно, творчески.
Обучение учащихся умению самооценки по программе развивающего обучения (система Л.В. Занкова) начинается на этапе «введения в школьную жизнь». Дети знакомятся с «лесенкой достижения», на которой они отмечают крестиком исходный уровень владения данным навыком, а затем ребята фиксируют свои достижения, передвигая крестик или фигурку по лесенке. Ценность этого метода представляет точная направленность на оценку формирования именно данного навыка, а не личности ребёнка в целом, а так же то, что он способствует формированию адекватной самооценки.
Занятие 5
Упражнение 1. «Я узнаю много нового»
Инструкция: Участники тренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки и произносят вслух по очереди: «Я узнаю много нового».
Упражнение 2. «Групповое число»
Инструкция: ведущий проверяет насколько организованно и согласованно вы умеет, работать в команде, сообща. Работая плечом к плечу, очень важно ...
Диспозиционная теория личности (Г.У.Оллпорт)
Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. "Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для не ...
Уровень эмоционального развития
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например, она помогает справиться со страхами (см. выше).
Дети старшего до ...