Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школыСтраница 2
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка – начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
– качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
– рефлексия, анализ, внутренний план действий;
– развитие нового познавательного отношения к действительности;
– ориентация на группу сверстников.
Согласно Л.С. Выготскому, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т.д. Одна из типичных ситуаций такого рода – выполнение ребенком какого-либо поручения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. И то, как пройдут первые дни ребенка в школе, во многом определяет его дальнейшие успехи в учебной деятельности.
Переход к системе школьного обучения – это переход к усвоению научных понятий. Ребенок должен перейти от реактивной программы к программе школьных предметов. Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен уметь видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной.
Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.
Именно поэтому целью нашей лекции стало изучение особенностей процесса адаптации 6 – 7 летних детей к обучению в школе, определение причин ведущих к успешной адаптации или наоборот приводящих к дезадаптации.
3.2 Проблема адаптации детей
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Это не только новые условия жизни и деятельности – это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период в жизни ребенка потому, что обучение в школе ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с имеющимся опытом. Первокласснику необходимо осваивать абсолютно неизвестный вид деятельности. Для этого требуется максимальная мобилизация интеллектуальных и физических сил.
У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается и на физическом здоровье ребенка и на его поведении. С началом обучения появляется необходимость в довольно длительной неподвижности, а эта нагрузка для ребенка 6–7 лет является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу – это довольно длительный процесс, он связан с сильным напряжением всех органов и систем. Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка.
Адаптация (привыкание к школе) – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально – волевой сфер ребенка при переходе к школьному обучению. Из дошкольника, который мог делать все (или почти все), что захочет, ребенок с первых школьных дней превращается в ученика.
В этот период происходит переход от обучения по собственной программе (ребенок запоминал только то, что ему интересно) к обучению по программе, заданной взрослым.
Психологи выделяют три уровня социально – психологической адаптации к школе – высокий, средний и низкий.
Стресс и сон
Стресс - физиологическая нейрогормональная реакция на внешние и внутренние воздействия направленная на ликвидацию последствий действия "повреждающих" факторов, приводящая к нарушению интегративной деятельности мозга и других систем организма, а вследствие этого, и к снижению тех или иных функциональных возможностей человека. И ...
Контрольная концепция Карвера - Шайера
Так же как и в предшествующей модели, кибернетические схемы и идеи легли в основу этой концепции эмоций созданной в 1996 году Карвером, Лоренс и Шайером. Эти авторы опирались на уже заметную традицию рассматривать эмоции как механизм вполне рационального поведения. В результате эти идеи привели их к созданию модели природы эмоций, котор ...
Методы научного познания в юридической психологии
Развитие юридической психологии находится в прямой зависимости от тех методов познания, которые в ней используются. Только правильно выбранная система методов способна обеспечить полноту и глубину исследования, вскрытие изучаемых закономерностей группы явлений объективного мира. Юридическая психология может успешно развиваться лишь в то ...