Лекция по психологии для учителей 1–2 классов средней школыСтраница 4
Третья группа (14%) дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: они мешают работать в классе, «третируют детей». У некоторых детей полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит.
Понятие школьная адаптация стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей и у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами.
Как правило, индикатором неблагоприятного течения процесса адаптации, является неадекватное поведение: слишком сильное возбуждение или наоборот – вялость, необоснованная агрессивность или периоды депрессии. Другими словами, если ребенок ведет себя по-другому, не так как обычно, жалуется на нездоровье, плохой аппетит, нежелание идти в школу – это может быть связано с дезадаптацией к учебному процессу
– Как вы считаете, каковы признаки успешной адаптации?
Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
Второй признак – насколько легко ребенок справляется с программой (успеваемость по предметам). Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
Следующий признак успешной адаптации – это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является, скорее всего, его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
3.3. Причины дезадаптации
– Давайте рассмотрим следующее понятие нашей лекции, которое абсолютно противоположно понятию «адаптация».
Дезадаптация – психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его субъективные и объективный статус в школе и семье и затрудняющие учебно-воспитательный процесс.
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Признаки дезадаптации:
1. Физиологическая дезадаптация.
– Каковы основные компоненты физиологической дезадаптации? (утомляемость, плохой сон, засыпает на уроке, отсутствует аппетит, жалобы на плохое самочувствие).
2. Социально-психологическая адаптация
А. К учебной деятельности (отказывается ходить в школу, отмечается спад успехов в обучении, внешне неряшлив, «разболтан», отказ выполнять задания).
Б. К обучению со сверстниками, учителем (ссорится, обзывает детей, требует внимания к себе).
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, непринятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семье с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.
Вообще, причины дезадаптации можно разделить на субъективные и объективные.
К субъективным относятся:
– Несформированность мотивации обучения, негативное отношение к школе.
– Несформированность навыков учебной деятельности.
– Неспособность произвольной регуляции психических процессов т поведения.
– Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни.
К объективным причинам дезадаптации относят: неправильное отношение учителя к ученику, неправильная организация учебного процесса и деятельности.
У младших школьников проявлениями дезадаптации могут быть трудности в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкая успеваемость, крайние формы недисциплинированности. Психологическими причинами этого может быть низкий уровень функциональной готовности – так называемая школьная незрелость, т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения. Школьная незрелость проявляется в низком уровне развития таких функций, как тонкая моторика, скоординированность «глаз-рука», следование образцу в деятельности и поведении и др.
Проблемы отечественной диагностики интеллектуального
(умственного) развития
Многолетнее эффективное использование тестов за рубежом для решения практических задач заставило отечественных психологов задуматься о том, чтобы перенять чужой опыт и начать применять подобные методики у нас в стране, прежде всего в целях оптимизации процесса обучения детей.
Чаще всего те психологические характеристики, которые за руб ...
Статус ребенка в школьном коллективе
Школьный класс является центром жизни для ребят. Как правило, это значимая группа для многих учеников, т.к. здесь ребята имеют огромный полигон для разнообразного рода самоутверждения: как в деловых, так и в личных взаимоотношениях. Л.И. Божович отмечает, что утрата соответствующего положения в школе или неумение оказаться на его высоте ...
Волевая сфера у подростков с девиантным поведением
Наиболее значимыми в структуре девиантной личности подростка являются не интеллектуальные, а эмоционально-волевые особенности.
Наиболее существенными признаками девиантности поведения у подростков является эмоционально-волевая незрелость, которая выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольст ...