Психологические особенности подросткового периода и употребление наркотиков
Страница 4

Инфо по психологии » Психологические особенности подросткового периода и употребление наркотиков

3. Социальное созревание — от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к толерантности.

4. Освобождение от опеки родителей — от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.

5. Интеллектуальное созревание — от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.

6. Выбор профессии — от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.

7. Проведение свободного времени — от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость, к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.

8. Жизненная философия — от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избегания боли к поведению, основанному на чувстве долга.

Отрицание, вообще свойственное подростку, может остаться основой дальнейшего поведения. Приобретаются альтернативные ценности, противостоящие традиционным ценностям общества. Употребление наркотических веществ всегда бывает симптомом такого неблагополучия. Мы практически не сталкивались со случаями, когда употребление наркотиков было главным и единственным фактором, вызвавшим социальную дезадаптацию подростка. Велик соблазн прямо связать наркотизацию с кризисом подросткового возраста: подросток как бы стремится пережить этот болезненный период «под наркозом». Однако такой взгляд на проблему ошибочен. Нельзя связывать наркотизацию с нормальным становлением личности молодого человека.

Семейное неблагополучие (дезадаптация) является одним из важных факторов, способствующих развитию подросткового наркотизма и наркоманий. Прежде всего, следует остановиться на таких семейных конфликтах, которые носят хронический характер, что способствует патохарактерологическому развитию подростка. Такие конфликты находятся в тесной связи с различными типами неправильного воспитания.

Для семьи, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, характерны воспитание по типу гипопротекции и воспитание в условиях жестоких отношений. Еще A. Adler (1931) дал характеристику этому типу воспитания. С раннего возраста ребенок предоставлен самому себе, пребывание дома тягостно для него: он становится свидетелем или жертвой асоциального, иногда агрессивного поведения родителей. Ребенок становится «уличным», он проводит время в компаниях таких же обездоленных детей. Эти компании группируются по территориальному принципу (дворовые, уличные). Обычно лидерство принадлежит делинквентному подростку старшего возраста, отличающемуся эмоциональной возбудимостью и физической силой. Этот подросток и становится для ребенка источником информации о наркотиках, а затем — источником снабжения наркотиками. Если ребенок воспитывается в условиях гипопротекции, у него формируется специфическое мировоззрение. Оно может быть выражено следующей триадой (Я. Бундулс, 1982): I) всегда рассчитывай на самого себя; 2) другие — твои враги; 3) если ты хочешь чего-то добиться — ты должен их обмануть.

Пример родителей, ведущих асоциальный образ жизни, играет огромную роль в приобщении ребенка и подростка к употреблению спиртных напитков, а затем и наркотических веществ. Этому способствует типичная детская поведенческая реакция — реакция имитации. Ребенок склонен подражать родителям независимо от социальной направленности их поведения. Реже наблюдается реакция отрицательной имитации. Осознав негативные стороны жизни родителей, ребенок стремится избегать тех форм поведения, которые хоть отдаленно могут напомнить ему поведение -родителей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Структура каждого занятия
Каждое занятие включает следующие элементы: Ритуал приветствия Разминка Основная часть Рефлексия Ритуал прощания ...

Восприятие (Отражение)
Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин "социальная перцепция", т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Лж. Брунером (р. 1915). Назвав восприятие "социальным", он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют к ...

Рекомендации по результатам исследования
При создании адекватных условий для дальнейшего полноценного развития следует учитывать такие качества личности испытуемого, как повышенная тревожность и чувствительность. Необходимо поддерживать его, избегать публичной критики, выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к точности). Учитывая некоторую замкнутость испытуемо ...