Психологические особенности подросткового периода и употребление наркотиков
Страница 5

Инфо по психологии » Психологические особенности подросткового периода и употребление наркотиков

Важную роль играет наличие эмоционального контакта ребенка и родителей. Если ребенок воспитывается в обстановке эмоционального отвержения, это создает у него ощущение собственной вины, обделенности, формирует негативное отношение к окружающему миру. Эмоциональное отвержение может быть явным и скрытым. Однако скрытое эмоциональное отвержение не может остаться не замеченным ребенком.

То же относится и к так называемой скрытой безнадзорности: она скрыта от окружающих, но не от ребенка. В этих случаях ребенок остро ощущает свою неполноценность, стремится как-то компенсировать ее. Описываемые в литературе реакции компенсации и сверхкомпенсации представляют собой сложные формы поведения и деятельности, определяют жизненную позицию ребенка. Реакция компенсации направлена на достижение успеха в тех областях, где ребенок чувствует себя уверенно. Реакция сверхкомпенсации— это попытка добиться успеха на участке наибольшего сопротивления. Употребление наркотиков нельзя считать проявлением реакции компенсации, однако в некоторых случаях подростки с помощью наркотиков снимают эмоциональное напряжение.

На другом полюсе находятся те типы неправильного воспитания, в основе которых лежит повышенное внимание к ребенку и повышенный контроль за ним. Описаны различные виды такого воспитания.

Доминирующая гиперпротекция — мелочный контроль за поведением ребенка, блокирование любых проявлений самостоятельности, недоверие к друзьям ребенка, страх перед «дурным влиянием». Тесно связано с доминирующей гиперпротекцией воспитание с повышенной моральной ответственностью. Неадекватно большие надежды родителей на ребенка, постоянное напоминание ему о том, что для него делается и чего от него ждут, накладывают болезненный отпечаток на характер ребенка и подростка. Своеобразный лозунг этого типа воспитания: «Не мы, так наши дети». Часто родители стремятся дать ребенку именно то, чего они сами были лишены в детстве, не заботясь о том, нужно ли это ребенку. Например, мать, имевшая способности к музыке, была лишена возможности учиться. Ребенок не обладает ни способностями, ни желанием учиться музыке, но мать настойчиво стремится дать ему музыкальное образование.

Наименее благоприятно воспитание по типу «кумира семьи» (потворствующая гиперпротекция). Целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление избавить его от любых, даже самых незначительных трудностей. Родители убеждены в том, что их дети обладают особыми способностями, талантами. Детство ребенка проходит в атмосфере всеобщего восхищения. Как отмечает А. Е. Личко (1985), «это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взгляды, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда». Мировоззрение подростка, воспитанного в обстановке гиперпротекции, может быть сформулировано такой триадой (Я. Бундулс, 1982): 1) никогда не предпринимай ничего самостоятельно; 2) другие обязаны заботиться о тебе; 3) если у тебя что-то не получается, виноваты в этом другие, а не ты.

Воспитание по типу гиперпротекции также может привести к социальной дезадаптации, а иногда — к приобщению подростков к употреблению наркотических веществ. Однако в поле зрения наркологов эти подростки, как правило, не попадают, поскольку родители всеми силами стремятся скрыть факты употребления наркотиков, избежать постановки подростка на учет. Даже в выраженных случаях наркомании анозогнозия в отношении заболевания имеется не только у подростка, но и у его родителей. Родители «не желают замечать» признаки наркотического опьянения, а когда факты употребления становятся явными, родители стремятся объяснить их «тонким душевным складом подростка», «стимулированием творческих способностей». Наиболее часто подобную неадекватную позицию занимает мать подростка. Мы неоднократно наблюдали молодых людей, страдающих наркоманией, которые долгие годы с помощью родителей скрывали пагубное пристрастие от окружающих. Несмотря на раннее начало наркотизации, они были поставлены на учет в возрасте старше 20 лет. Обычно на лечении настаивали жены больных вопреки воле родителей. Таким образом, ведущую роль в развитии наркомании играет воспитание по типу гипопротекции, особенно в тех случаях, когда у подростка обнаруживаются те или иные патологические особенности характера.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Функции затруднения
Позитивная функция затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения: а) индикаторное (привлечение внимания к проблеме); б) стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта). Показательна в этом плане двойственность позиции относительно ошибки как следствия неадекватного ...

Определение психологической готовности детей к школьному обучению
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «шк ...

Короткие советы по профилактике стресса
Общие: Скажите «нет», если вы действительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себя дополнительными обязательствами. Поговорите о своих проблемах с кем – нибудь из близких. Напомните сами себе, что Вы человек, и потому имеете право на ошибки. Не уподобляйтесь страусу, смотрите своим проблемам в глаза. Если Вы чу ...