Содержание социокультурной теории личности К. Хорни
На творчество одного из лидеров неофрейдизма К. Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой воины, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни личности.
Предметом данного направления является невротическая личность. Основные задачи:
1. Исследование формирования невротической личности;
2. Различение здоровой и невротической личности;
3. Применение неофрейдистских идей в воспитании и психотерапии.
Невротическая личность, согласно теории Хорни – это личность с нарушенной потребностью в безопасности.
Здесь биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной, присущей неофрейдизму. С точки зрения Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.
По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций. Позднее эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги.
Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с другими людьми:
1) ориентация на людей;
2) ориентация от людей;
3) ориентация против людей.
Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротической личности: уступчивый, обособленный и агрессивный. Невротические потребности – Это избыточные потребности
1) в любви и одобрении;
2) в руководстве партнера;
3) в четких ограничениях;
4) во власти;
5) в эксплуатировании других;
6) в общественном признании;
7) в восхищении собой;
8) в честолюбии;
9) в самодостаточности и независимости;
10) в безупречности и неопровержимости.
Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.
Решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Невротичная личность развивается при неудовлетворении стремления к безопасности.
Основные принципы логопедической работы
Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений.
1. Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности, учитывая взаимообусло ...
Социальная ситуация развития младенца
Анализ социальной ситуации развития показал, что она характерна для любого возрастного периода, в том числе и для младенчества. На первый взгляд может показаться, что младенец совершенно не социальное существо. Он еще не владеет основным средством человеческого общения (речью), его жизнедеятельность ограничивается удовлетворением просте ...
Наименование шкалы
Коэффициент
корреляции (r)
Уровень
значимости (L)
Справедливый
0.79
0
Надежный
0.84
0
Добрый
0.84
0
Сильный
0.79
0
Ловкий
0.75
0
Веселый
0.52
0.0075
Готов помочь
0.75 ...