Предмет нейропсихологии.
Страница 2

Концептуальную основу нейропсихологии составляет созданная А.Р. Лурия «Теория системной динамической локализации психических функций». В основе этой теории лежит ряд основных положений, или принципов. Рассмотрим эти принципы.

Принцип системности. Локализация психических функций рассматривается как системный процесс. Это означает, что психическая функция (как и физиологическая, например дыхание) соотносится с мозгом как многокомпонентная, система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. Системная локализация высших психических функций предполагает многоэтапную, иерархическую, многоуровневую мозговую организацию. Таким образом, психическая функция локализована в мозгу не в одном месте, но во многих областях, а организована она по уровням, иерархически.

Принцип динамичности, изменчивости. Этот принцип локализации функций вытекает из основного качества функциональных систем — пластичности, взаимозаменяемости звеньев. В системе, состоящей из многих звеньев, некоторые звенья могут взаимно заменять друг друга, что обеспечивает системе большую гибкость, эластичность, функциональную выживаемость. Цель может достигаться разными средствами, различным путем, но результат всегда будет соответствовать цели. Кроме того, многие мозговые структуры при определенных условиях могут включаться в выполнение новых функций, входить в состав разных функциональных систем. Можно даже говорить о «функциональной многозначности» мозговых структур.

Хроногенный принцип. Он подразумевает изменение мозговой организации высших психических функций в онтогенезе. Поскольку высшие психические функции формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов, опосредствуются и осознаются, то в течение жизни человека от рождения через период детства и юности происходит ряд последовательных изменений их психологической структуры и соответственно мозговой организации. Это и отражено в хроногенном принципе. Например, у детей, не владеющих грамотой (до 5 — 6 лет), речевые процессы (понимание устной речи и активная речь) обеспечиваются мозговыми структурами как левого, так и правого полушарий. Поражение корковых «речевых зон» левого полушария не ведет у них к выраженным речевым расстройствам, как это бывает у взрослых.

Принцип латеральной специализации. Это принцип различной локализации (или мозговой организации) психических функций в левом и правом полушариях мозга. Имеется достаточно много фактов, подтверждающих, что левое и правое полушария работают неодинаково — в них по-разному происходит обработка информации. В левом полушарии (у правшей) восприятие, хранение и оперирование информацией осуществляются преимущественно словесно-логическим, а в правом — преимущественно образным путем. Имеются и другие различия.

Принцип обязательного участия лобных отделов коры в мозговом обеспечении высших психических функций. У человека особо мощное развитие получают лобные отделы мозга. По этому показателю он намного превосходит всех остальных представителей животного мира. Лобные доли мозга у человека значительно развиваются в онтогенезе и окончательно формируются лишь к 12—14 годам. «Лобный мозг» отвечает за наиболее сложные, произвольные формы поведения и участвует в организации всех высших психических функций. Он участвует в осуществлении гностических, мнестических, интеллектуальных, волевых функций и всех сознательных форм деятельности.

Итак, согласно теории системной динамической локализации психических функций, каждая психическая функция обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высокодифференцированных разделов (систем, зон), каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не психическую функцию, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в мозговых структурах. Нарушение этих факторов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов), составляющих в целом закономерное сочетание нарушений психических функций — определенный нейропсихологический синдром.

Страницы: 1 2 3


Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в первые годы жизни. Терминология
В связи с тем, что проблема психической депривации находится в стадии разработки, в настоящее время по этой теме нет единой терминологии. Наиболее часто используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей. Зачастую авторы сужают термин соответств ...

«Биографические Кризисы»
«Биографические кризисы» могут не быть «привязаны» к календарному возрасту. Их возникновение и протекание очень индивидуально. В.И. Слободчиков называет их кризисами индивидуальной жизни. Самое главное – своевременно, «в зародыше» их усматривать и рационально из них «выруливать». Некоторые основных варианты «биографических кризисов» (п ...

Пояснительная записка. Актуальность тренинга
Разработка данной программы продиктована необходимостью повышения коммуникативных навыков у учащихся в обучении и других видах деятельности. Общим государственным стандартом не предусмотрена программа данного рода, однако, в настоящее время наблюдается повышенный интерес студентов и преподавателей к проблемам общения в той или иной дея ...