Сознание и бессознательное как феномен

Чего в человеке больше – разума или неразумного? В нем есть и то, и другое. В течение многих тысячелетий человек вообще был неразумным существом. Бессознательное и сегодня во многом определяет поступки и мысли человека, но он наделен рассудком, и в этом своеобразная эксцентрика человека как живого существа.

Любое проявление бессознательного представляет собой ценный акт человеческой психики, наделенный определенным смыслом, хотя и не осознаваемый индивидом. Феномен человеческой психики состоит и в том, что мозг обладает такими структурами, которые фиксируют общее бессознательное, присущее всему человечеству.

Коллективное бессознательное (термин ввел швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг) состоит из общечеловеческих первообразов – архетипов. Это структурные элементы коллективного бессознательного не только индивидов, но и предшествующих поколений. Согласно Юнгу, эти образы живут в нашей психике, а “берутся” они из общечеловеческого опыта, а не из нашего собственного.

В древности люди представляли себе жизнь как череду бесконечно сменяющихся событий, которые движутся по кругу. Круг как нельзя лучше символизировал неизбежность событий. Проходит жизнь, века сменяют друг друга, но время вечно, и ничто не в силах замедлить или остановить его ход.

Современному человеку эти прообразы могут показаться очень далекими. Но это не так. “ Юнг открыл, что в культурном творчестве, в мифах, сказках, легендах, эпосе, в литературе, живописи и даже в сновидениях, в искажениях сознательного поведения, повсеместно и во все времена обнаруживаются некие устойчивые мотивы”.[7] Это и есть архетипы.

Бессознательное – это такое же исключительное проявление человека, как сознание; оно определяется общественными условиями существования человека. В нашем бессознательном можно обнаружить некие стандарты, позволяющие сопоставить потоки видений. У каждого типа видений свои собственные истоки и своя особая природа.

Первый тип видений – это эстетический опыт. Когда бессознательное вырывается из-под контроля сознания, человек видит необычные цветовые пятна, форма и тон которых постепенно меняются; рождаются картины с фантастическими ландшафтами. Это свидетельствует о том, что психологические состояния человека воплощаются в эстетических образах.

Второй тип видений основан на конкретном биографическом опыте. Их образы рождаются из индивидуального бессознательного. Человек как бы заново проживает некоторые события своей жизни. Наше прошлое не выстраивается в памяти в виде череды конкретных и последовательных эпизодов, поэтому природа распорядилась так, что вспышки памяти озаряют неожиданно. То, что происходит с человеком, не растворяется и не исчезает, а уходит в глубины подсознания.

Третий тип видений – своего рода сенсация, основанная на неизгладимом и разносторонним феномене рождения ребенка. Психологи считают, что при рождении ребенок испытывает сильнейший стресс. В результате в психике плода происходят глубочайшие изменения. Культурологи считают, что вся мировая мифология рождена именно психическим опытом младенца.

Подсознание человека способно вынести на поверхность то, что близко и понятно индивиду. Но в глубинах психики возникают образы, выходящие за пределы той культуры, в которой живет конкретный человек, например, Китай, Япония, Индия, Египет и др. Совершенно очевидно, что в его индивидуальной памяти эти воспоминания не могут быть подкреплены конкретностью видений, но впечатления довольно яркие. Казалось бы, все это можно объяснить как коллективное бессознательное, однако данный опыт ученые склонны называть трансперсональным, т.е. относящимся к совокупному общечеловеческому достоянию. Это последний, четвертый тип видений.

Картина человеческой психики сложна и многогранна. Представления о бессознательном носят пока фрагментарный характер, поскольку это очень сложная структура, имеющая свои ярусы. В процессе исследования психики обнаружились такие грани бессознательного и глубинные противоречия сознания, что ученые и мыслители уже выражают сомнение в том, что разум может успешно вести человечество за собой. Но разум способен перевести бессознательное в сознание, которое является, в свою очередь, ценным средством возвышения человечества.


Результаты исследования
В результате проведенного исследования, по определению типов темперамента, нами были получены следующие данные (Диаграмма 1). Холерик-экстраверт — 21,4%, характерны такие черты как: нестабильность, раздражительность, беспокойство, агрессивность, возбудимость, переменчивость,импульсивность, оптимизм, активность. Сангвиник-экстраверт ...

Направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения. Психодиагностика
Термин «психодиагностика» можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как практическую психологическую деятельность. В первом случае — это область психологической науки «О методах классификации и ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам» (К.М. Гуревич). Во втором случае — ...

Теория поля Курта Левина
Теория поля - психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия. Понятие "поля" связывается Левиным с системой объектов-побудителей человеческой активности, существующих "здесь и сейчас" в его психоло ...