Основные психологические направления и школы и современное состояние психологической науки
Страница 1

Инфо по психологии » История психологии » Основные психологические направления и школы и современное состояние психологической науки

Описательная психология. В период открытого кризиса выступила с идеей, что задачей психологии должно стать не объяснение, а понимание психической жизни человека. К психике не применим естественно-научный подход, метод эксперимента. Понимание шире понятия интроспекции. Понять -это значит оценить субъективные переживания через их смысловые связи с культурой, моралью, правом, религией.

Французская социологическая школа. Показала зависимость высших психических функций (мышления) от социально-культурной обстановки. Изученное представителями этой школы мышление дикарей оказалось принципиально иным, чем у жителя цивилизованной страны.

Необихевиоризм. Возник в 30-е годы. (Эдвард Толмсн, Кларк Халл, Берхаус Скинчер). Скиннер -самый известный и исторически более поздний автор (умер в 1990г.), работал в русле классической формулы бихевиоризма: «стимул-реакция», изучая оперантнос поведение (внешне спонтанное, меняющее среду, являющееся основой появления новых форм поведения). Его предшественник Толмен внес другую новинку в классический бих&виоризм. Он считал необходимым для прогнозирования поведения учитывать нс только параметры внешние (стимулы среды), но и внутренние, связанные с состоянием организма. Возникла формула: стимул - организм - реакция. В качестве внутренних переменных необехивсористами рассматривались потребности, когнитивные карты. Но основополагающий принцип роднит бихевиоризм и необихевиоризм - психика жестко детерминирована объективными материальными условиями. Второй пункт родства - работа в русле проблем научения. Современной тенденцией развития этого направление стало включение социальных переменных в круг изучения. Так возник социально ориентированный бихевиоризм (Альберт Бандура, Джулиан Роттер).

Теория поля Курта Левина - гештальт-теория, примененная к мотивации поведения.

Неофрейдизм, постфрейдизм. (Примечание: всю совокупность теорий, где подсознание трактуется как сильное действующее начало, некоторые историки психологии называют глубинной психологией, а другие историки - психоаналитическими концепциями, созданные «наследниками» и «отступниками» фрейдизма).

Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1870-1937). Главный двигатель психической активности - потребность избавиться от чувства неполноценности; а не половой инстинкт, как у Фрейда.

Аналитическая психология Карла Юнга (1875-1961). Главный двигатель - коллективное бессознательное (архетипы ~ врожденные первообразы различных поведенческих программ). Эго-психология (Анна Фрейд, дочь З. Фрейда; Эрик Эриксон). Основным блоком личности в этой теории выступает эго, а не ид. Теории личности Карен Хорни, Эриха Фромма, Генри Меррея.

Гуманистическая психология (Абрахам Маслоу, Карл Роджерс .).

Женевская школа генетической психологии Жана Пиаже. Самая влиятельная научная школа в сфере изучения интеллектуального развития ребенка.

Когнитивная психология (Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер .). Старинную метафору «человек - это сложно устроенный механизм по типу часов» заменили метафорой «человек - сложно устроенный процессор по переработке информации по типу компьютера».

Гештальт-терапия Фрица Пёрлза.

Межличностная теория психиатрии Гарри Салливена. «Личность - это паттерн ьзаимодействия с окружающими людьми». Эго - система (Я - система) формируется для уменьшения тревоги, но препятствует возможности конструктивного общения с другими. Особенно ярко 'это проявлено у шизофреников.

Страницы: 1 2


Социально-психологические особенности спортивной группы
По мнению Е.Н. Гогунова и Б.Н. Мартьянова [23], спортивная команда — это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально — психологические закономерности, которые свойственны малым группам. Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Социальная среда — это сложн ...

Бабушка Маланья
Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения. Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, ...

Выбор методик для исследований внимания младших школьников. Методики изучения объема внимания
Объем внимания характеризуется числом объектов, воспринимаемых одновременно в весьма ограниченный отрезок времени. Для изучения объема внимания используются две группы методов: - основанные на тахистоскопическом предъявлении букв, цифр, фигур; - основанные на отыскивании чисел. В первом случае для предъявления стимульного материала н ...