Роль, эмоций в жизни человекаСтраница 2
В рамках коммуникативной функции можно выделить и другие. Эмоции могут нести воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.
Эмоции связаны с особыми физиологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, понижается или повышается кровяное давление и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек – краснеет, при других – бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем, органом чувств, несмотря на то, что изменения происходят и в дыхательной и в пищеварительной и в секреторной системах.
Эмоции нацелены на овладение приемлемыми объектами. Их можно рассматривать как средство достижения конкретных объектов, но не только – этим они также способствуют совершенствованию нашей собственной личностью, развитию потенциальных способностей. Даже беглый взгляд на собственные переживания показывают, что эмоция может побудить нас к действию и облегчить его выполнение. Мы преследуем цель, которую очень желаем, и добиваемся ее без всякого чувства усилия; но для нас тяжелым бременем являются усилия, необходимые для достижения цели, которую нам следовало бы достичь, но которая не слишком нас заботит. Это проявляется также в ускорении деятельности, наступающем в те моменты, когда мы бываем охвачены отвагой, гневом или страхом. Как импульсивные эмоции, так и эмоции сопротивления могут служить нам средствами в преследовании поставленных целей. Овладение объектом начинается с желания, достигается действием и завершается радостью, которую нам этот объект доставляет. Если с нами приключается что-то недоброе, мы стараемся от этого избавиться и ищем чего-то лучшего.
Труднее выяснить, каким образом способствуют деятельности по достижению цели отрицательные эмоции и вызванные ими состояния. Необходимо иметь в виду, что отрицательная эмоция отрицательное движение, связанное с нею, в действительности являются позитивными состояниями – ведь при этом что-то происходит. Движение называется отрицательным потому, что оно удаляет от того ,что его вызывает. Но это движение не просто удаляет от нежелательного объекта или состояния. Есть основания утверждать, что это движение положительно(направлено к чему-то) в такой же мере, как и отрицательно (в сторону нежелательного), потому что даже с точки зрения принципов чисто физической эволюции организмов выживание – это функция реакций избегания. Следовательно, отрицательное движение всегда есть движение к чему-то лучшему, а не просто от какого-то наличного зла. Правда, это «что-то лучшее» всегда осознается, конечно, весьма смутно и туманно, в то время как объект, вызвавший эмоцию, воспринимается в фокусе сознания со всей отчетливостью. Но для выживания имеет значение не отчетливость восприятия и не факт избегания, а, скорее, ценность движений для достижения положительной цели. Ситуация типа «из огня да в полымя» представляют собой редкое исключение.
Кроме того, эмоциональная реакция при отрицательных эмоциональных состояниях редко является результатом действия одиночного объекта или не чем не осложненного ума. Печаль, которая на первый взгляд кажется исключительно депрессивной, имеет и позитивное содержание: она направляет нас к чему-то (неважно, к чему именно) конструктивному и повышающему настроение. Более сложные случаи, когда печаль вызвана потерей, Здесь мы имеем отрицательную эмоцию, подкрепляемую и поддерживаемую эмоцией сопротивления. Мы жаждем утерянного добра, теперь уже недостижимого, и угнетены его отсутствием, теперь уже неизбежным. Именно эмоция сопротивления закрепляет нашу связь с причиной нашей печали. Вся проблема тревоги, печали и отрицательных эмоций в целом нуждается в новом рассмотрении с этой точки зрения
Возрастные особенности развития моторики
Возраст
Навыки поведения
Развитие общей моторики
Развитие тонкой моторики
3-6 мес.
Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес); на вытянутые руки (5 мес); поднимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес); садится (6 мес).
Хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушк ...
Методы и средства оценки результативности программы
Вывод о результативность программы делается на основе первичной и вторичной диагностик участников с помощью диагностического инструментария, в том числе анкетирования, а также на основе рефлексивного анализа самих участников. ...
Основные структурные компоненты возраста
В психологии в пределах онтогенеза можно говорить о хронологическом, биологическом, психологическом, социальном возрасте субъекта, а также о субъективном возрасте личности.
Хронологический возраст - это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологически ...