Развитие мелкой моторики
Страница 1

При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

В связи с этим в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальных коррекционных занятиях тифлопедагогом проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д.

Чаще проводятся комбинированные занятия, так как на них можно решать комплекс тифлопедагогических задач, включаются в занятия с детьми различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.

В литературе по воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится много упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Вот, например, Мишустина И.С. предлагает упражнения, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада, так как работает тифлопедагогом в ДОУ № 40 Центрального района. Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук:

упражнения с мячом; метания в цель (горизонтальную и вертикальную); упражнения в шариковом бассейне; упражнения в пальчиковом бассейне; упражнения с прищепками на сетке; игры на осязание.

Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.

Разноцветные прищепки на сетке

Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.

Материалы: сетка (малая волейбольная) располагается вертикально, разноцветные прищепки.

Описание работы

Ребенок подходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине). Учитель предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:

Прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища.

Прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры).

Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже…)

В разных исходных положениях: на коленях, на четвереньках.

Пальчиковый бассейн

Цель. Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.

Материалы: в большой коробке высотой 6-8 см. рассыпаны горох и фасоль, сверху коробка закрыта, для рук сделаны отверстия.

Описание работы

Задания. Пальчиковая гимнастика.

Коза (вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно)

Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединив их)

Зайцы ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)

Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются)

Потешка «Этот пальчик» - Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.

Диагностические пробы

Поиск предметов различной фактуры, величины, формы.

Загадки.

Занятия в «Шариковом бассейне»

Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях:

- сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих, желтых, зеленых);

- рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;

Страницы: 1 2


Завершение консультативных бесед и восприятие этого клиентом
Если процесс консультирования протекал успешно и клиент пришел к достаточно ясному осознанию себя, чтобы быть способным выбирать новые цели и осуществлять соответствующую деятельность, неизбежно возникает мысль о возможном завершении терапии. При этом у клиента появляется знакомое ощущение амбивалентности, которое сопровождает любой опы ...

Развитие экспериментальной психологии на рубеже 19-20 вв.
Психометрия. Основы психометрии заложил голландский физиолог Ф. Дондерс в 60-е гг. 19 века, Он показал различие в скорости сенсомоторных реакции в зависимости от предлагаемого задания. Было доказано, что фиксация времени реакции ~ метод изучения внутреннего процесса переработки информации о поступившем воздействии и принятия решения о в ...

Мышление как вид познания
Мышление рассматривают как вид познания. Познание с психологической точки зрения предстает как создание представлений о внешнем мире, его репрезентации, модели или образа. Чтобы добраться на работу, нам нужна определенная пространственная репрезентация пути между домом и работой. Чтобы понять то, что рассказывают на лекции про войны Але ...