Типология памятиСтраница 1
Память человека устроена таким образом, что для нормальной работы периодически требуется отдых. Вместе тем память работает непрерывно, с момента рождения человека до конца его жизни. Множество различных видов памяти, которые в какой - то степени являются взаимозаменяемыми, позволяет время от времени переходить с одного вида памяти к другому, давая необходимый отдых каждому виду памяти.
Но, оказывается это еще не все. Непрерывный поток информации, поступающей к человеку через все его органы чувств и нужной человеку для жизни, не может быть воспринят и эффективно переработан одним или двумя видами памяти. Необходимо, чтобы этот массовый паток информации воспринимался и перерабатывался одновременно разными анализаторами, и поэтому необходима параллельная работа множества различных видов памяти. По их числу и разнообразию человек намного превосходит всех других живых существ.
Как и во многих других областях, в психологии памяти единой классификации ее видов, форм и типов не существует. В зависимости от выбранных критериев, теоретических традиций или научной школы выделяют следующие разновидности памяти:
1. По характеру психической активности различают:
Образную память. Она основана на различных представлениях, зрительных, слуховых, вкусовых и других образах. Это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия. Возникающие в памяти представления сопровождаются различными эмоциями, которые оставляют след в нашем сознании. Особой разновидностью образной памяти является двигательная память.
Двигательная память - это память, в основе которой лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве. Иногда свидетели, затрудняясь определить время какого - либо события, вспоминая характер и очередность своих действий, дают очень важные показания о длительности того или иного события, его последовательности и о других, связанных со своими действиями обстоятельствах.
Эмоциональная память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она тесно связана с образной памятью. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию. В этой памяти нет какой либо смысловой информации. Ее содержание - различные зрительные и звуковые символы. Их восстановление в памяти вызывает у людей переживания. Она проявляется в закреплении и последующем воспроизведении тех или иных эмоциональных состояний.
Вербально - логическая память - это вид памяти, основным содержанием которой являются наши мысли, выраженные в словесной форме. Вербально - логическая память - ведущий вид памяти. Особенно велика ее роль в процессе обучения, в деятельности, например, следователя, расследующее сложное, многоэпизодное дело.
2. По целям деятельности выделяют:
Непроизвольную память, чаще всего она сопровождает деятельность, которая не преследует цели запоминать и сохранить сопутствующие ей обстоятельства. Непроизвольное запоминает многое, что встречается в жизни: предметы, явления, события о преступлении, содержание документа. Обычно данный вид памяти проявляет себя у свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого - либо происшествия.
Произвольную память, опосредованная целью и задачами запечатлеть, сохранять в сознании, а иногда и воспроизвести какие - то факты, знания. Это наиболее продуктивный вид памяти. Поэтому следователь должен обладать развитой произвольной памятью и умело использовать ее в своей профессиональной деятельности.
3. По продолжительности закрепления и сохранения следов раздражителей память подразделяют на:
Кратковременную память. Она характеризуется очень недолгим периодом сохранения следов после однократного воздействия раздражителя. Воспроизведение следа с помощью кратковременной памяти возможно в первые секунды после восприятия. Ее объем равен 7+/ -2 структурных единицы или блока. Время хранения информации в памяти - 20 секунд - срок достаточный для опознания, отбора и кодирования сигналов. В результате повторения она постоянно обновляется и может преобразовываться в долговременную память.
Долговременную память, ей присуще длительное сохранение полученных знаний, приобретенных навыков. В долговременной памяти материал семантически обрабатывается и организуется. Происходит его смысловое структуирование. Это одна из причин того, что мы с помощью ключевых слов, имеющих смысловую связь с заложенным в долговременную память материалов, извлекаем нужную информацию. В долговременной памяти хранится очень большой объем информации. Ее емкость не ограничена. Она устойчива к чрезвычайным воздействиям и не всегда доступна сознанию.
Теория нейронных цепей утверждает, что различия между кратковременной и долговременной памятью обусловлены главным образом различной конфигурацией нервных сетей. Для перехода информации из кратковременной в долговременную память требуется определенное время. Этот период, длящийся от 15 минут до часа, называют периодом консолидации, в это время и происходит закрепление новых знаний или навыков. Нейронные цепи повреждаются при сотрясении, травмах, кровоизлиянии, поэтому, если у человека произойдет, например при сотрясении мозга, то события последних минут, предшествовавших сотрясению, могут не запомниться. В данном случае будет наблюдаться амнезия, то есть нарушения памяти на события.
Вербальные средства общения
Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но деловое общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний сколько передачу информации.
Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную, или словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ...
Подростковый кризис
Подростковым кризисом называют период гормонального взрыва, переход из младшего подросткового возраста в старший. Кризис наступает у одних детей в 10-11 лет (у девочек), у других в 14-15 лет (у мальчиков), но наиболее часто в психологии его отмечают как кризис 13 лет. Это негативная фаза полового созревания. Кризисный период обычно прот ...
Испорченный телефон
Игра для 5—6 человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребенка, как он провел выходные дни, а после этого громко говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Саша шепотом, на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосе ...