Типология памятиСтраница 2
В основе физиологической теории памяти лежит учение И,П. Павлова об образовании условных временных нервных связей.
В отечественной психологии значительное распространение получила деятельностная теория памяти. Деятельность личности в ней рассматривается как фактор, который определяет все психические процессы, в том числе и процессы памяти.
Оперативную память, обеспечиваюшая сохранение и воспроизведение той информации, которая необходима для достижения цели определенного действия, с выполнением которого она перестает функционировать. Она включает в себя некоторые признаки как долговременной, так и кратковременной памяти, занимая среди них промежуточное положение. Существует различные теоретические подходы к объяснению природы, происхождения памяти и ее закономерностей. Одно из объяснений природы памяти было предпринято в рамках ассоционизма – научного направления психологии. Представители этого направления считают необходимой и достаточной для образования связи между двумя впечатлениями одновременность их появление в сознании. Они выделили вида ассоциаций - простые и сложные. Простые свою очередь, делятся на виды ассоциаций: а) по смежности (связываются два впечатления во времени и пространстве); б) по сходству (связываются явления, имеющие сходные черты); в) по контрасту (связываются противоположные явления). Сложные, или смысловые ассоциации связывают часть и целое, род и вид, причины и следствия.
4. По типу восприятия выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, двигательную и висцеральную.
Кроме того у человека есть еще два типа памяти - процедурная и декларативная. Процедурная - это знание того, как нужно действовать. Декларативная - это способность дать ясный, связанный отчет о прошлом индивидуальном опыте, чувство близкого знакомство с этим опытом. В течении жизни человека процедурная память появляется раньше декларативной. Декларативная память включает эпизодическую и семантическую память, тогда как недекларативная память включает навыки, предварительную подготовку, склонности и другие типы воспоминаний.
Развитие одних видов памяти потерпевшего и свидетеля может оказывать влияние на развитие других видов памяти. Например, увеличение объема кратковременной памяти обычно ведет к улучшению оперативной памяти, а совершенствование оперативной памяти порождает улучшение долговременной памяти. Если человек постоянно нагружает свою слуховую память, то от этого может улучшаться и его зрительная память, и наоборот.
Учение о поведении
В этот исторический период наряду с направлением, выступавшим под названием психологии, в России успешно развивалось еще одно направление, отличное от первого, но оказавшее огромное влияние на мировую научную психологию и произведшее революционный сдвиг в способах причинного объяснения взаимодействий целостного организма со средой.
Это ...
Экспериментальные основы психологии установки. Общее учение об
установке. Проблемы установки
Иллюзия объема. Возьмем два разных по весу, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета, скажем два шара, которые отчетливо отличались бы друг от друга по весу, но по объему и другим свойствам были бы совершенно одинаковы. Если предложить эти шары испытуемому с заданием сравнить их между собой по объему, то, как правило, после ...
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравств ...