Проблемы отечественной диагностики интеллектуального
(умственного) развитияСтраница 1
Многолетнее эффективное использование тестов за рубежом для решения практических задач заставило отечественных психологов задуматься о том, чтобы перенять чужой опыт и начать применять подобные методики у нас в стране, прежде всего в целях оптимизации процесса обучения детей.
Чаще всего те психологические характеристики, которые за рубежом рассматриваются в свете изучения интеллекта, в отечественной психологии трактуется в связи с понятием умственного развития.
Показатели умственного развития, рассматривая отечественными психологами, зависят от содержания теоретических концепций умственного развития, которых он придерживается. Среди них выделяются следующие:
особенности психических процессов (преимущественно мышления и памяти);
характеристики учебной деятельности;
показатели творческого мышления.
Не один из показателей умственного развития не является исчерпывающим, полностью отражающим особенности когнитивной сферы индивидов на отдельных этапах развития. Вряд ли возможно найти универсальную характеристику умственного развития, которую с одинаковой эффективностью можно было бы измерять у индивидов разного возраста независимо от их образования, опыта основной деятельности и условий жизни. Как отмечал Л.С. Выгодский, трудно надеяться на существование равных единиц для измерения всех ступеней в развитии интеллекта, каждая качественно новая ступень требует своей особой меры.
Сложившееся в современной отечественной психодиагностике понимание умственного развития отражает представления ряда ведущих психологов (А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, К.М. Гуревича и др.). Оно рассматривается как функция накопления фонда знаний, а также мыслительных операций, обеспечивающих приобретение и использование этих знаний. По существу, данная характеристика отражает формы, способы и содержание мышление человека. Именно это и диагностируют тесты интеллекта.
Интерес к вопросам психологической диагностике интеллектуального развития в отечественной практике резко взрос в 60 - 70 е гг. XX в. Требовались надежные объективные методы, которыми отечественная наука в то время не обладала. Работы в писках таких методов стали проводится двумя принципиально различными способами. Поскольку за рубежом имелось большое количество интеллектуальных тестов, соответствующих всем психометрическим требованиям. первый подход состоял из их заимствований. При этом осуществлялась тщательная адаптация, рестандартизация теста, а также проверка его надежности и валидности на отечественных выборках. Такая работа была проведена по отношению к тестам Д. Векслера, Р. Амтхауера, Дж. Ваны.
Несовершенство такого подхода к интеллектуальной диагностике, основано на переводе и адаптации иностранных тестов, заключается в невозможности устранить влияние на их результаты фактора культуры. Любые диагностические методики, и тесты интеллекта в том числе, выявляют степень приобщенности испытуемого в той культуре, которая представлена в тесте. Даже совершенный перевод и адаптация не изменяют такого важного обстоятельства, что он является "чужим" инструментом, созданным для других социально - культурных групп и соответствии с характерными для последних требованиями к умственному развитию их представителей.
Отечественные психодиагносты разрабатывают собственные тесты развития, предназначенные для нашей культуры. Одним из коллективов, первым взявшимся за эту задачу, была руководимая Л.А. Венгером лаборатория психофизиологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Результатом их многолетней деятельности стали комплексы методик, направленных на оценку уровня умственного развития детей в возрасте от 3 до 7 лет подготовленности дошкольников к школьному обучению. Эти методики были теоретически обоснованны. Их разработке предшествовал тщательный анализ современных представлений о содержании умственного развития, основных его закономерностях и возрастных характеристиках.
Рекомендации по устранению конфликтных ситуаций.
Конфликт - это противоборство двух и более сторон с целью овладения предметом конфликта или его изменения.
Элементы конфликта:
- предмет - на что направлены усилия сторон, что «не поделили»;
- основание - глубинная причина;
- инцидент - «последняя капля», момент начала конфликта;
- мотивы сторон - причины вступления в конфликт, час ...
Заключение по материалам обследования
Фамилия Климов Имя Андрей Возраст 14 лет
Учреждение образования МОУСШ №
Класс (группа) 8 «Б»
Мнение специалиста:
По результатам психодиагностического исследования учащемуся была рекомендована индивидуальная психокоррекция, направленная на и снижение уровня тревожности, конфликтности и раздражительности.
Рекомендации педагогу:
При ...
Мотивация и потребности. Связь с регуляцией деятельности
Мотивация
– это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е. проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида.
Одному из представителей гуманистической школы в психологии принадлежит часто упоминаю ...