Проблемы отечественной диагностики интеллектуального (умственного) развития
Страница 5

Инфо по психологии » Проблема исследования интеллекта » Проблемы отечественной диагностики интеллектуального (умственного) развития

В рамках концепции социально-психологических норматива был также сконструирован Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) (

авторы Е.М. Борисова, В.П. Арсланьян), относительная особенность которого состоит в том, что с его помощью можно оценить уровни развития как наглядного, так и вербального мышления. При этом в обоих видах мышления измеряются одни и те же логические операции: аналоги, классификации, обобщения.

Первый блок (вербальный) включает субтесты, направленные на выявления особенностей словестно-логического понятийного мышления (разработаны два варианта А и Б). Задания состояния из вербального и числового материалов. В блок входят следующие субтест: "Осведомленность", "Квалификация", "Аналоги", "Обобщения" и два математических субтеста.

Второй блок из субтестов, направленных на выявление особенностей невербального мышления, так как развитие в данный образовательно-возрастной период характеризуется переходом от наглядно-образного к словесно-логическому, рассуждающему мышления. Задания подобраны таким же образом, как и в первом блоке, но состоят из карточек с изображениями предметов, животных, растений, геометрических фигур, явлений природы и т.д. В этот блок входят следующие субтесты: "Классификация", "Аналогии", "Обобщения", "Последовательные картинки", "Геометрические аналоги".

Надежность теста определилась повторным тестированием через 3 месяца. Коэффициенты ранговой корреляции располагаются в пределах 0,5 до 0,8 - вербального блока и от 0,52 до 0,84 - для невербального.

Определялся ещё один вид надежности - гомогенность, т.е. вычислялись коэффициенты попарно корреляции задания, которые составляли от 0,88 до 0,92 - вербального блока и от 0,79 до 0,87 - для невербального.

Теоретическая валидность (которая определялась сопоставление успешности по данному тесту с групповым интеллектуальным тестом ГИТ) оказалось равна 0,75, а практическая (определяемая сопоставлением результатов теста со школьной успеваемостью) - 0,53 (для невербального теста) и от 0,5 до 0,69 - для вербального.

Еще один Тест умственного развития подростков (ТУРП),

предназначенный для диагностики учащихся III-V классов, разработан Л.И. Тепловой. Поскольку содержание учебной деятельности младшего подростка составляют не только понятия, но и образы, представления, в тест были введены и задания невербального характера. Построенные на математическом содержании, они включали образы геометрических тел, математические символы и схемы. В заданиях, использующих содержание русского языка, включены схемы слов, предложений, словосочетаний.

Таким образом, все описанные отечественные тесты умственного развития имеют хорошие психологические характеристики, что позволяет считать их объективными инструментами психологическими, полезными в работе школьного психолога.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Задачи возрастной психологии
Возрастная психология является фундаментальной теоретической дисциплиной, но полученные в ней знания и выработанные методы используются в прикладных сферах. Л. Монтада предлагает выделять 6 основных задач, относящихся к сфере применения психологии развития на практике[1]: 1. Ориентация в жизненном пути. Данная задача предполагает опред ...

Методы изучения внимания у младших школьников. Диагностические методики по изучению развития внимания у младших школьников
Очевидно, что уровень развития младших школьников –интеллектуальный, моральный, межперсональный значительно отличает их от взрослых. Причем в рамках младшего школьного уровня можно дифференцировать уровень психического развития шестилетнего ребенка и уровень развития учащегося 4 класса, как стоящие на различных ступенях онтогенеза многи ...

Природа и классификация стрессов. Физиологический аспект
Одним из первых начал изучать влияние стресса на организм человека, канадский физиолог Ганс Селье. В Праге, работая в университетской клинике инфекционных заболеваний, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия проявляются спустя несколько дней, а начальные симптомы (слабост ...