Брак и семья: теоретические подходы к понятию изучению. Понятие о браке и брачных отношениях
Страница 1

Инфо по психологии » Особенности отношения к браку у лиц 25-30 лет » Брак и семья: теоретические подходы к понятию изучению. Понятие о браке и брачных отношениях

Термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом. Это правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья - не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи [1;c.23].

Брак – это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к своему потомству.

Брачная форма регулирования отношений между представителями различных половых групп появилась не сразу. В глубочайшей древности при формировании человека, на первых стадиях процесса превращения обезьяньего стада в человеческое общество отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались только биологическими импульсами, потребностями. Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада, и наоборот, каждый мужчина – каждой женщине [12;c. 211].

Впоследствии, в связи с тем, что возникающие довольно часто конфликты в отношениях между людьми на сексуальной основе стали угрожать самому существованию данного рода, общество было вынуждено ввести искусственное регулирование сексуальных отношений. Было введено половое табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми данного рода в определенные периоды. Постепенно это породило новые экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступать в связь с женщинами своего рода, мужчины стали вступать в случайные связи с женщинами другого рода, другой общности.

Экзогамные отношения обнаружили свои преимущества: от связей подобного рода рождались более жизнеспособные, жизнестойкие дети. Поэтому экзогамные связи стабилизировались и закрепились. Возникла первая форма подлинно человеческого, социального регулирования отношений между полами – то, что ныне называется браком. Это конечно был еще групповой брак (любая женщина одного рода была женой любого мужчины другого рода), но уже в рамках этого брака, естественно могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между мужчинами и женщинами разных родов.

Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнерами получали все более широкое распространение, закреплялись обычаями, и таким образом общество постепенно перешло к новой форме брака – парному браку. В нем объединялась уже только одна супружеская пара. Правда при этом, работали и жили «супруги» отдельно друг от друга в рамках своих родов. Только с возникновением земледелия и ростом производительности труда постепенно создавались условия, когда отдельный человек, а тем более супружеская пара, оказывались способными самостоятельно содержать и кормить своих детей. Муж и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали иметь общее хозяйство. Отношения между полами стабилизировались, стало более надежным установление отцовства, и ответственность за семью, потомство закреплялось за мужчиной.

На смену парной семье пришла новая форма семьи: моногамная, т.е. единобрачная. Жена перешла на жительство к своему мужу, в семью мужа и вместе с детьми подпала под его власть. Былое равенство супругов в браке закончилось на многие века.

Страницы: 1 2 3 4


Обработка данных по приложению №1
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Испытуемый обижен. СЕМАНЕСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Анализируем положение рисунка на листе. Рисунок расположен в центре листа - это символизирует норму (необходимо помнить, что норма - это понятие относительное). ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ Идеомоторный аспект. Прерывностей линий нет, степень нажатия средняя. Наличие ш ...

Особенности перехода в среднее звено обучения
На этапе перехода из начального в среднее звено школы основной проблемой является социально-психологическая адаптация к новым условиям обучения. Дети переживают так называемый мотивационный кризис. Причины: 1. Переход от системы обучения преимущественно с одним педагогом на много педагогов (личностей). После авторитарных педагогов дем ...

Условия психического развития в ранней юности
Условия психического развития в ранней юности связаны с поиском смысла жизни и могут иметь несколько вариантов (И.А. Кулагина, 1996): 1. Развитие носит бурный характер поиска и сомнений. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых затруднено. Поиск идеала и невозможность его найти приводи ...