Психологический инструментарийСтраница 1
При использовании термина «психологический инструментарий» в широком смысле понимается система методов и технологий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле — совокупность средств и материалов, необходимых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое взаимодействие с практическим психологом и его результативного осуществления.
Остановимся на классификации психологического инструментария, опирась на второе значение данного термина. Выделяется
два
основных вида психологического инструментария применительно к практической деятельности психолога. Это специфический
вид
психологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровождать или технически обеспечивать психологическую деятельность. Дальнейшая дифференциация средств и материалов осуществляется
в
соответствии с видовой принадлежностью.
Классификация психологического инструментария
Специфический инструментарий |
Неспецифический инструментарий | ||
Стимульный материал * |
Интерпретационные средства |
Технический материал |
Вспомогательные средства |
Набор по типу «Коробочка форм» Объемные геометрические фигуры (куб, призма, цилиндр, шар, конус) Складывающиеся пирамидки Разъемная матрешка 3—4 набора последовательностей сюжетных картинок Наборы карточек, объединенных за- данным признаком (групповым и др.) Печатный материал со схемами, матрицами, контурными и образными изображениями Набор плоскостных геометрических фигур различной формы, цвета и размера |
Шкалы, таблицы, графики, профили, сетки перевода количественных данных в качественные характеристики Компьютерные программы по соотнесению, сравнению и интерпретации данных, полученных в результате психологического взаимодействия |
Цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, альбомные листы разного формата, цветная бумага, ножницы и пр. (см. параграф 2.1) |
Дискеты и CD-диски с воспроизведе- нием музыкального и вербального сопровождения кор-рекционно-диагностической деятельности Атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями Некоторые виды наборов для конструирования и моделирования Мячи и игрушки по половой дифференциации и пр. (см. параграф 2.1) |
Стимульный и интерпретационный инструментарий является структурной частью методик, тестов и коррекционно-диагностических технологий. Следовательно, конкретный «набор» (комплект, пакет) психологического инструментария определяется комплексом тех прикладных средств психолога, которые лежат в поле его теоретических и концептуальных представлений, а также в его профессиональной компетенции. Так, практический психолог, работающий только в русле деятельностного подхода, оперирует методиками, концептуальной основой которых является развитие ведущих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означает, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное решение поставленных задач в процессе: изобразительной деятельности («Пиктограмма», «Дорисовывание фигур» и др.), деятельности конструирования («Рыбка»), предметной деятельности («Пирамидки», «Матрешка» и др.), вербальной деятельности («Дополнение фраз», «Три желания» и др.) и игровой деятельности («Игровая комната»). И наоборот, психолог-практик, теоретической основой деятельности которого является психодинамический подход, оснащен инструментарием, обеспечивающим механизм проекции личностно-эмоциональных особенностей: фотографиями с растушеванным изображением — CAT*, размытыми цветными пятнами — методика Роршаха, установками изображения — «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» (более подробно об этом инструментарии можно прочитать на с. 197—199).
Занятие 3
Упражнение 1. «Я оказался в нужное время в нужном месте!»
Инструкция: Участники тренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки и произносят вслух по очереди: «Я оказался в нужное время в нужном месте!»»
Упражнение 2. «Брачное объявление»
Инструкция: каждому участнику предлагается написать небольшое объявление в газету «Знакомства». Об ...
Фи-феномен
Классическим является открытый Максом Вертгеймером, так называемый, фи-феномен. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения или, на языке описания восприятия движений в ассоцианизме, в отсутствие последовательной цепочки ощущений, отражающих перемещение объекта в пространстве. В нашем восприятии пространство ...
Два дома
Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой — маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать своих друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого поселил бы подаль ...