Особенности депривации психологического развития
в дошкольном возрастеСтраница 4
же время исследования Счастной позволяют говорить о том, что у депривированных детей содействие, как умение оказывать помощь другому, представлено значительно шире, чем сопереживание. Этот феномен позволяет затронуть один из важнейших вопросов развития личности — проблему отчуждения, «обособления». Ситуация депривации способствует развитию феномена отчуждения, и именно это продуцирует отсутствие любви, тепла в отношении ко второму, третьему поколению в семье (как некая последовательная цепь поколений, прервать которую бывает достаточно сложно).
Как показывают исследования, проводимые Мухиной, в условиях детского дома формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В благополучной семье всегда есть фамильное «мы» — чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это важная организующая эмоционально и нравственно сила, которая создает условие защищенности ребенка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. У них своя нормативность по отношению ко всем «чужим». Однако внутри своей группы дети чаще всего также обособлены: они могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего, из-за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка (Мухина).
Приведем типичные протоколы обследования детей дошкольного возраста, находящихся в учреждениях интернатского типа.
Николай А., 5 лет 8 месяцев
Сведения о родителях: о матери есть, отец не указан.
Диагноз — выраженная задержка интеллектуального и речевого развития.
Дата поступления — отказной.
Обследование познавательной сферы:
1. Восприятие: различает четыре основные формы, основные цвета по образцу и слову.
2. Решил задачи с тремя предметами. Исключить четвертое (лишнее) изображение с картинки не смог, лишние детали в изображении предметов увидел, но не смог объяснить.
3. Внимание: устойчивое, трудно переключаемое. Испытывая затруднения с выполнением заданий, все равно старается их выполнить.
4. Из 10 предложенных слов после первого предъявления воспроизвел одно слово, допустил три ошибки, после двух предъявлений — три, после трех — четыре, после четырех и пяти — пять.
5. Воображение: 8;3 (присвоенный ответ в сравнении с образом).
6. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы.
Обследование речевой сферы:
1. Фонематический слух не сформирован.
2. Общается с помощью простых фраз. Слоговая структура не нарушена.
3. Словарный запас ниже возрастной нормы.
4. Стертая форма дизаритрии.
Обследование эмоционально-волевой сферы:
1. Контактен. Склонен к «застреванию» на отрицательных эмоциональных состояниях, к возникновению страхов, инфантилен, раним.
2. В доступных по сложности заданиях действует адекватно, используя целенаправленные пробы.
3. Ориентирован на социальные нормы, но занимает двойственную позицию: с одной стороны, имеет тенденции к нарушению норм, с другой — боязнь наказания за это.
Самооценка и притязание на признание: самооценка, не сформирована, претендует на успех в деятельности и высокий статус в группе, микрогруппе.
Введение. Подготовительный этап
Цель: Констатация готовности к введению образовательной программы.
Содержание деятельности:
— выявление уровня психического здоровья детей;
— дифференциация психического развития детей на основе парциальных, индивидуальных, групповых, возрастных различий;
— выявление возможности актуализации тех показателей психического развития дет ...
Идеи и взгляды основных представителей неофрейдизма. Содержание
индивидуальной теории личности А. Адлера
Адольф Адлер (1870-1937) первым отказался от понимания бессознательного Фрейда. Главное понятие – стиль жизни. Закладывается в детстве. Руководящим началом деятельности является воля власти. Неудачные поступки, решения – формируют комплекс неполноценности. Неполноценность компенсируется через агрессивность, как стремление доминировать о ...
Исследование проблемы детской и подростковой проституции в городе
Усть-Илимске.
Практическая часть моей курсовой состоит из трех частей:
1. беседа с социальным педагогом в школе
2. опрос школьников по данной теме
3. беседа с инспектором по делам несовершеннолетних
Побывав в школе №1 и гимназии №1, я поняла, что социальной педагогики на тему проституции разговаривать не очень любят. В гимназии конкретно сказали, ...