Группы возрастных периодизаций по Л.С. ВыготскомуСтраница 2
К этой же группе можно отнести и периодизацию З. Фрейда. Фрейд считал «системообразующим» фактором всего развития в целом сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и проходит ряд этапов, различающихся господством определенных эрогенных зон Основанием периодизации является изменение зон, в которых находит удовлетворение биологических, сексуальных потребностей. З. Фрейд описывает следующие стадии развития личности:
1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны - в области рта; формы поведения - захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание;
2) анальная фаза (2-3-й годы жизни): эрогенные зоны - в области заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления;
3) фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны – в области первичных половых органов; формы поведения - исследование своих гениталий;
4) латентная фаза (с 5-6 лет до 11-12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения нет;
5) генитальная фаза (фаза половозрелости): во главе с гениталиями активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.
Эти фазы соответствуют бесполому, нейтральному, двуполому и половому детству. З. Фрейд считал, что тип личности определяется тем, на какой стадии приостанавливается, «фиксируется» развитие индивида.
Особое место в периодизациях второй группы занимает периодизация Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур. Развитие интеллекта он считал фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывал 4 стадии развития:
1) предоперациональную стадию мышления (сенсомоторный интеллект) с его рефлексами и приспособительными реакциями;
2) стадию предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами);
3) стадию конкретных операций;
4) стадию формальных операций.
Стадии сменяют друг друга в строго указанном порядке. Каждый нормальный ребенок должен последовательно пройти все стадии. Ж. Пиаже уделил основное внимание процессам интеллектуального развития, оставив фактически в стороне вопросы личностного развития ребенка. Но ведь уровень развития личности в значительной степени и зависит от уровня развития ее интеллектуального потенциала.
По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиаже, в основу построения периодизации Лоренс Колберг положил становление морали. С этих позиций периодизация включает:
1) доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания – 1 стадия, и получение поощрения – 2 стадия);
2) уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на оправдание ожиданий и одобрение других – 3 стадия; образец или авторитет 4 стадия);
3) уровень автономной морали (связанный с ориентацией на обязательства перед обществом – 5 стадия; и общепринятые моральные принципы – 6 стадия).
Все дошкольники и большинство семилетних детей находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень морального сознания сохраняется у части детей и позже – у 30% в 10 лет и у 10% в 13-16 лет. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление. Но даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь автономной морали (И.Ю. Кулагина, 2002).
Перечислять варианты периодизаций этой группы можно бесконечно. Все они названы Л.С. Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития. Третью группу, по Л.С. Выготскому, должны составить периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. Именно они позволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется. Л.С. Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л.С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются:
Возраст |
Период |
Примечание |
0 - 2 мес. |
Кризис новорожденности |
Каждый период включает в себя три фазы: предкритическую, критическую и посткритическую (кроме периода, новорожденности, который начинается сразу с кризиса) |
2 мес.- 1 год |
Младенчество | |
1 год |
Кризис 1года | |
1 - 3 года |
Раннее детство | |
3 года |
Кризис 3 лет | |
3 - 7 лет |
Дошкольный возраст | |
7 лет |
Кризис 7 лет | |
8 -12 лет |
Школьный возраст | |
13 лет |
Кризис 13 лет | |
14 - 17 лет |
Пубертатный возраст | |
17 лет |
Кризис 17 лет |
Опыты Карла Лешли.
Понятие энграммы
Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы.
Пионер в области исследования памяти Карл Лешли пытался с помощью хирургического вмешательства в мозг дать ответ о пространст ...
Тест «Способны ли вы управлять собой»
Прочитайте утверждения, на которые следует отвечать «да» или «нет». Ответ «да» означает (+1) балл, ответ «нет» - (1) балл.
1.У меня не хватает терпения долго хладнокровно думать, разбираться в том, что не решается сразу.
2.В своих мыслях не люблю заглядывать далеко вперед.
3.Редко задумываюсь о главных целях своей жизни.
4.Продуманн ...
Взаимоотношения психотерапевта с клиентом
Поговорим о взаимоотношениях психотерапевта с клиентом. Насколько должен раскрываться психотерапевт? Многие авторы в этом вопросе умеренно консервативны. Они считают, что наиболее полезным процесс терапии является тогда, когда он сосредоточен на клиенте, а не на терапевте.
Политика умеренного самораскрытия терапевта и самого терапевтич ...