Современные отечественные периодизации психического развития
Страница 2

Возрастная психология » Современные отечественные периодизации психического развития

§ социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;

§ основной (ведущий) тип деятельности;

§ основные новообразования развития;

§ кризис.

Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально-технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа, ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так.

1. Этап раннего детства состоит из двух стадий

1.1. младенчества, открывающегося кризисом новорожденности, на котором развивается мотивационно-потребностная сфера личности,

1.2. раннего возраста, начало которого знаменует кризис l-го года жизни, в котором преимущественно осуществляется освоение операционально-технической сферы.

2. Этап детства с двумя стадиями

2.1. кризис 3 лет, знаменующий начало дошкольного возраста (с освоением мотивационно-потребностной сферы).

2.2. открывающийся кризисом 6-7 лет младший школьный возраст, на котором осваивается операционально-техническая сфера.

3. Этап отрочества делится на:

3.1. стадию подросткового возраста (осваивается мотивационно-потребностная сфера), началом которого является кризис 11-12 лет,

3.2. стадию ранней юности (освоение операционально-технической стороны), связанной с кризисом 15 лет.

По Д.Б.Эльконину, кризисы 3 и 11 лет - это кризисы отношений, вслед за ними возникают новые ориентации в человеческих отношениях; а кризисы l года, 7 и 15 лет - кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

В отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина, и в своем изложении конкретных возрастов мы постараемся следовать ей. Проблема периодизации является настолько интересной и важной в возрастной психологии, что исследовательские работы в этом направлении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложенная В.И. Слободчиковым в 80-х гг. ХХ в.

Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования - субъективности (или, более общо - внутреннего мира), он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (со-бытия = бытия вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со=бытия) и обособления от них (реализация само=бытности).

В предложенной им схеме – «матрице возраста» – каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).

Ступени субъективности

Период становления событийности

Период становления самобытности

Кризисы рождения

Стадии принятия

Кризисы развития

Стадии освоения

1. Оживление

Родовой кризис - 2 мес.- + 3 нед.

Новорожденность0,5 – 0,4 мес.

Кризис новорожденности 3,5 – 7 мес.

Младенчество 6 – 12 мес.

2. Одушевление

Кризис младенчества 11 – 18 мес

Раннее детство 1,5 – 3,0 года

Кризис раннего детства 2,5 – 3,5 года

Дошкольное детство 3 года – 6,5 лет

3. Персонализация

Кризис детства 5,5 – 7,5 лет

Отрочество 6,5 – 11,5 лет

Кризис отрочества 11- 14 лет

Юность 13,5 – 18 лет

4. Индивидуализация

Кризис юности 17 -21 год

Молодость 19 – 28 лет

Кризис молодости 27 – 33 года

Взрослость 32 – 42 года

5. Универсализация

Кризис взрослости 39 – 45 лет

Зрелость 44 – 60 лет

Кризис зрелости 55 – 65 лет

Старость 62 - …

Кризис индивидуальной жизни

Страницы: 1 2 3


Воспитание эмоций и чувств у дошкольника.
Эмоции и воспитательный процесс. С первых лет жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний, но и к развитию способностей, формированию необход ...

Классификация и клинические проявления нарушения привязанности
Расстройства привязанности характеризуются отсутствием или искажением нормальных связей между ребенком и тем, кто за ним ухаживает. Особенностями развития таких детей является замедление или неправильное развитие эмоционально-волевой сферы, что вторично воздействует на весь процесс созревания. Типы нарушенной привязанности, соотнесенны ...

Учебная деятельность
Учебная деятельность, прежде всего, является познавательной деятельностью и успешно развивается при условии соответствующего умственного развития путем овладения умственными операциями, при необходимом развитии всех психических функций, при наличии положительной мотивации учения. Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит д ...