Развитие личности младшего школьника
Страница 1

Возрастная психология » Развитие личности младшего школьника

Развитие личности младшего школьника в основном развертывается по линиям мотивационной сферы и совершенствования самосознания. Это период фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.

Мотивационная сфера – включает учебно-познавательные мотивы:

1. Мотивация достижения – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат.

2. Престижная мотивация – стремление быть отличником во что бы то ни стало (достигают высокой продуктивной деятельности, но не способны к творчеству, высоко развит индивидуализм).

3. Мотивация избегания неудачи – тревожность, страх в ситуациях оценки (у неуспешных учеников).

4. Компенсаторная мотивация – мотивы, позволяющие, утвердиться в другой области, кроме учебной.

Самосознание:

§ Происходит формирование чувства компетентности по Э.Эриксону – соответствует полноценному развитию.

§ Самооценка формируется под влиянием 3-х факторов: успеваемости, особенности общения учителя с классом, стиля семейного воспитания.

§ Уровень притязаний формируется по-прежнему родителями ( к 9 годам уже полностью сформирован – по Э.Берну)

§ Развивается рефлексия – способность ребенка взглянуть на себя со стороны, самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами.

Эмоционально-волевая сфера:

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

§ Наблюдается нарастание осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий.

§ Возможности полного осознания своих чувств и понимания чужих переживаний еще ограничены. Поэтому, наблюдается подражание в реакциях на родителей, учителей.

§ Возрастной эмоциональной нормой считается оптимистичное, бодрое, радостное настроение.

§ Появляются сложные, высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, гордость, ревность, сопереживание); интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, творческое удовольствие, разочарование); эстетические ( чувства прекрасного, красивого, безобразного, чувство гармонии)

§ Чувства и воля находятся в тесном взаимодействии. Чаще в этом возрасте мотивом поведения становятся больше эмоции.

§ Волевое поведение к 3-му классу уже направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка.

Условия развития волевого действия у школьников:

1. Понятность и осознанность целей, которые необходимо достигнуть.

2. Ребенок должен видеть начало и конец цели.

3. Деятельность, которую должен осуществить ребенок должна быть соразмерной его возможностям. Очень трудные и очень легкие задания не способствуют развитию воли.

4. Ребенок должен знать и понимать способ выполнения деятельности, видеть этапы достижения цели.

5. Внешний контроль за деятельностью ребенка должен постепенно сменяться на внутренний.

Показатели произвольности в учебной деятельности:

1. Уровень сформированности учебной деятельности является низким, если ребенок не выполняет уроки самостоятельно, а только под руководством взрослого; идет на поводу у ситуации.

Страницы: 1 2


Понятие личности
По­ня­тие лич­но­сти, так же как и по­ня­тие ин­ди­ви­да, вы­ра­жа­ет це­ло­ст­ность субъ­ек­та жиз­ни; лич­ность не со­сто­ит из ку­соч­ков, это не «по­лип­няк». Но лич­ность пред­став­ля­ет со­бой це­ло­ст­ное об­ра­зо­ва­ние осо­бо­го ро­да. Лич­ность не есть це­ло­ст­ность, обу­слов­лен­ная ге­но­ти­пи­че­ски: лич­но­стью не ро­дят­ ...

Салочки-выручалочки
В игру можно играть либо на улице, либо в большом просторном помещении. Предварительно нужно очертить пространство игры (большую площадку — 30—40 шагов в длину и в ширину) и объяснить детям, что играть можно только внутри площадки и забегать за черту нельзя. Если кто-то убежит, значит он не хочет играть и выбывает из игры. После этого м ...

Социальная ситуация развития младенца
Анализ социальной ситуации развития показал, что она характерна для любого возрастного периода, в том числе и для младенчества. На первый взгляд может показаться, что младенец совершенно не социальное существо. Он еще не владеет основным средством человеческого общения (речью), его жизнедеятельность ограничивается удовлетворением просте ...