Личность старшеклассникаСтраница 2
§ Максимум эмоциональных реакций (в том числе и тревожности) юноши проявляют в отношении сверстников, близких, друзей и минимум – в отношении с посторонними взрослыми и преподавателями.
§ Возраст 17-18 лет является критическим для появления психопатий. Кроме того, в юношеском возрасте особенно остро акцентуируются некоторые свойства характера (повышенная активность, возбудимость, подозрительность, педантичность, замкнутость), которые могут закрепляться и повышать возможность психических травм и девиаций.
§ Тем не менее, в юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательного реагирования на внешние воздействия. Низкий уровень эмоционального реагирования (раздражительность, повышенное беспокойство, неустойчивость, однотипность или неадекватность эмоционального реагирования) в юношестве – признак психологически неблагоприятный.
2. Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. Изменение самосознания включает в себя:
§ тенденцию подчеркнуть собственную индивидуальность,
§ непохожесть на других,
§ открытие своего внутреннего мира,
§ осознание чувства одиночества и страха одиночества,
§ осознание конечности жизни.
Изменение образа «Я»:
§ некоторые собственные качества осознаются легче, четче, иначе;
§ меняется уровень и критерии самооценки;
§ изменяется степень сложности представлений о себе;
§ возрастают цельность и стабильность личности;
§ возрастает уровень самоуважения
§ снижается чувствительность к особенностям своего тела (соответствие идеальным стандартам)
§ на первый план постепенно выходят умственные способности, волевые и моральные качества.
Опасностью этой стадии, по Э.Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности. Это может быть связано с исходной неуверенностью в сексуальной идентичности, но чаще – с неспособностью разрешить вопросы профессиональной идентичности.
Основные свойства внимания
Сложная и разносторонние учебная деятельность предъявляет особые требования к вниманию школьника. Так она требует наблюдательности, длительного сосредоточения на определенном предмете, одновременного восприятия нескольких объектов и т.д. В зависимости от этих требований, а также в связи с индивидуальными особенностями человека можно выд ...
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность та ...
Учение о поведении
В этот исторический период наряду с направлением, выступавшим под названием психологии, в России успешно развивалось еще одно направление, отличное от первого, но оказавшее огромное влияние на мировую научную психологию и произведшее революционный сдвиг в способах причинного объяснения взаимодействий целостного организма со средой.
Это ...